Доклад Галины Бобылевой, генерального директора Росптицесоюза (+ звук)
Бобылева Галина Алексеевна, Генеральный директор Росптицесоюза в рамках своего выступления на бизнес-форуме «Комплексный подход к обеспечению ветеринарного благополучия птицехозяйства» на международной выставке «Мясная промышленность. Куриный Король / VIV Russia» рассказала об экономических факторах развития отрасли птицеводства в рамках вступления в ВТО. Приводим здесь фрагменты ее доклада.
Если брать крупные сельскохозяйственные предприятия, во всех категориях хозяйств в мясе всех видов, то сегодня мясо птицы занимает 60% (для сравнения в 1990 году было 18%). Известно, что уровня 1990 года пока еще не достигло ни производство говядины, ни производство свинины. И это должно вызывать беспокойство у всех. К 2020 году, как принято нашей государственной программой, производители должны увеличить объемы производства в целом по мясным ресурсам на 2 млн тонн из них половина – мясо птицы. Мы сегодня перешагнули уровень 1990 года в связи с тем, что рынок освобождался от других видов продукции. Но в 2020 году мы только планируем выйти на объемы производства ресурсов 90-го года. Это не амбициозные заявки, а крайняя необходимость выполнения доктрины продовольственной безопасности в нашей стране.
Сегодня цены на корма для бройлеров с 2005 года выросли на 87%, электроэнергия выросла в 3,4 раза, дизтопливо – в 2,5 раза. Вот это те условия, в которых мы сегодня работаем. А отпускная цена на мясо птицы выросла всего-навсего на 28%.
- Цены на птицеводческую продукцию уже много лет не растут. Наблюдаются только небольшое колебание, которое, скорее, зависит от поставщика, а в целом, цена на продукцию не меняется.
Птицеводы сдерживают инфляцию в стране, они, в какой-то степени, выполняют роль государства. Мы все сегодня надеемся на урожай этого года. Если урожай будет таким, как в прошлом году, то ситуация будет очень сложная. И если смотреть второе полугодье прошлого года и первое полугодье текущего, то отмечается очень сильный рост стоимости сырья. А цены, по которым вы приобретаете нашу продукцию, сегодня не покрывают издержек на ее производство. Это очень плохая тенденция. Такая же ситуация по яйцу.
Что же касается разницы отпускной цены и итоговой стоимости в розницу, тут причина несколько другая. ВВП снижается, накапливаются остатки, сокращается оборот розничной торговли. А индекс потребительских цен в магазинах постоянно растет. Это опять от несовершенства законодательной базы по формированию розничной цены.
- По большому счету мы пока еще ничего от этого вступления не почувствовали. А по мелочам уже чувствуем. Увеличиваются поставки мяса свинины, а поскольку у нас рынок один, мы его делим с другими производителями мяса, этот приток импорта ощутим для всех. Если свинина будет дешевой, то и на мясо птицы также нужно снижать цену.
Импорта по птице у нас на рынке примерно 10%. Мы на 90% обеспечиваем потребности по мясу птицы отечественной продукцией, могли бы и на все 100% обеспечить, но ВТО подразумевает определенные условия рынка. К сожалению, импорт есть, он будет, и мы будем стараться грамотно конкурировать, делить рынок.
Наши условия вступления в ВТО более или менее приемлемые. Когда обсуждались условия вступления, Росптицесоюз принимал очень активное участие. И нам легче было защищаться, поскольку мы фактически всю страну накормили своей продукцией. Свиноводам было решать эти вопросы сложнее.
В данный момент ситуация по мясу следующая: говядины у нас на рынке импорта 31%, свинины – 25%. Естественно, положительных аргументов при рассмотрении условий вступления в ВТО у скотоводов и свиноводов было меньше.
В отрасли птицеводство сохранился размер внутренней квоты 25% и размер сверквоных поставок 80%. А что это значит? Это запретительный процент таможенной пошлины. Когда по прошлому году стали анализировать, выяснилось, что у нас 35-40% идет сверх квоты. А это же двойная цена, да еще стоимость на доставку. Поверьте, сегодня за рубежом никто дешево хорошую продукцию нам не отдаст.
В отношении свинины размер внутренней таможенной пошлины с 15% сейчас обнулен. Это трагедия. Мы говорим, что мы приняли доктрину продовольственной безопасности и нам надо наращивать отечественное производство. Как может быть такое несоответствие? Нас это возмущает, потому что рынок мясной продукции единый. Размер сверхквотной таможенной пошлины для сивноводов тоже снижен на 10%. Пошлина на живых свиней на убой – явно рабочие места, где мы должны у себя выращивать и забывать, снизилась с 40% до 5%.
У нас в стране было построено 17 крупных холдингов. И если раньше существовало 300-400 разрозненных хозяйств и самая большая птицефабрика была «Тюменский бройлер» и «Рефтинская» с проектной мощностью по 15 тыс тонн, то сегодня у нас производят и по 300 тыс тонн. Рядовой показатель примерно 150 тыс тонн.
Около 70% продукции производится новыми предприятиями, прошедшими модернизацию, там, где хорошая переработка и современное оборудование по выращиванию птицы. А этих предприятий в стране всего 20.
Несмотря на то, что сегодня сложная финансовая ситуация, мы идем с выполнением плана, заявленного в государственной программе. И могу вас заверить, что мы все взятые обязательства обязательно выполним.
Но я хотела бы отметить, что мы не накормили наше население. Это лишь видимость. Мы пока обеспечили потребность под нашу покупательную способность. А если бы сегодня увеличилась пенсия, увеличился доход населения, наша продукция с тем качеством и тем ассортиментом, который есть сейчас, стала бы дефицитом. В 1990 году мы потребляли на душу населения более 300 яиц, а сейчас – 290. Конечно, изменился ассортимент потребительской корзины, но, тем не менее, мы сегодня далеко не обеспечены.
В 20 субъектах Российской Федерации уровень самообеспеченности по мясу птицы более 100%, еще в 20 субъектах – 50-100%. И в 32 субъектах нашей страны уровень самообеспеченности менее 50%.
О том, как изменить рацион птицы, чтобы получить от нее максимум, читаем здесь