Интервью с профессором Брянской ГСХА Егором Яковлевичем Лебедько (часть 2)
- Основными трудностями в ведении племенной работы в животноводстве России являются:
- запущенная (и отставшая от зарубежной) система кадрового обеспечения;
- недостаточный уровень кормления скота;
- низкая продуктивность животных.
Очевидно, в России должен быть достигнут определенный уровень молочной продуктивности коров, при котором, возможно, будет наблюдаться перепроизводство молока. Тогда, по опыту других стран, вводятся квоты (ограничения) на его производство. Как, например, в Германии и других странах. К этому подходит сегодня Беларусь. И в этот период рынок племенного скота просто самопроизвольно рухнет. Сколько лет будет длиться этот период в России? Ориентировочно, 20-30.
Существенно у нас в России отстает от производства наука. Очень неэффективно и бесперспективно работает «Росплемобъединение», с низким эффектом работают ВНИИПлем, ВИЖ, ВНИИРГЖ, не говоря уже о региональных НИИ животноводческого профиля.
Импортный скот, как показывает практика многих сельхозпредприятий, обладает низкими адаптационными способностями к нашим условиям.
Необходимо не тратить миллиарды рублей на закупку импортного скота, а направлять эти средства на поддержку собственной племенной отрасли.
Есть классическое русское изречение:
За морем купили телушку.
Золотом расплатились полушкой.
Дома б за эту полушку
Мы б купили и корову и телушку.
- Новые породы из-за рубежа сразу после их выведения и оформления не поступают. Мы должны отчетливо понимать, что это национальная гордость и национальное достижение. Поэтому рынок племенного скота в основном представлен «старыми», «давними» породами. Например, абердин-ангусская порода имеет возраст 300 лет, голштинская – более 130-150 лет и т.д.
- В мировом и отечественном племенном скотоводстве применяются в основном единые, классические методы и приемы селекции, которые были сформированы в «золотой» век племенного животноводства, 1750-1850 гг. Оттуда идут идеи и приемы в зоотехнии, положенные в основу Робертом Беквеллом, братьями Чарльзом и Робертом Коллингами.
В России, естественно есть свои особенности в ведении селекционно-племенной работы. Например, молочные коров оценивают при бонитировке за 305 дней лактации (за рубежом – за 365 календарных дней). За границей не применяется разведение скота по линиям. Есть целый ряд других особенностей. По сути, в абсолютном большинстве зарубежных стран 60-92 % общего поголовья считается племенным, в России таким нормативом считается 12-15-17 %, в Беларуси – 30%.
- В Росси необходимо провести экспертную оценку каждого племенного стада без исключения и изучить их инвестиционную привлекательность. Сформировать единую национальную базу племенного скотоводства, наметить основные направления работы с ней. В максимальной степени обеспечить научное сопровождение технологической и селекционной сторон проблемы, и отрасли в целом. Реанимировать для этой цели работу Росплемобъединения, ведущих федеральных и региональных НИИ.
И основная проблема – кадры. Последние 20 лет почти полностью выхолощены сельскохозяйственные предприятия зоотехниками, зоотехниками-селекционерами, племучетчиками, бригадирами, доярками, телятницами, скотниками.
- В любом случае в России должна быть четко продуманная на долгие годы селекционно-технологическая программа, которая бы в максимальной степени базировалась бы все-таки на разведении и селекции отечественного скота. Да. Возможен завоз импортного скота, но…..в небольших количествах. Примерно в относительном выражении в пределах 10 % от общего поголовья коров. С однократным завозом поголовья один раз в пять лет, не более.
Завоз скота с 2013 года будет осуществляться по упрощенной схеме, что не может не настораживать наших зооветспециалистов.
Ситуация, связанная с вхождением России в ВТО, существенным образом ослабит производственно-экономическую и, выходящую отсюда, финансовую ситуацию в значительном количестве племенных и товарных предприятий. Это очевидно.
Первую часть интервью можно прочитать здесь