20 ноября 2013 в 13:47

Новая пенсионная формула – миф?

ДЗЕН

...или инструмент снятия нагрузки с федерального бюджета и повышения размера пенсий?

19 ноября в государственной Думе ФС РФ состоялось заседание , посвященное рассмотрению в первом чтении проектов федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии». Необходимость изменений в пенсионной системе, безусловно назрела. Во многом это обусловлено тем, что предыдущая реформа 2002 года не дала ожидаемых результатов и не была в полной мере реализована. Две основные проблемы – это прогрессивно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда и низкий уровень пенсионного обеспечения. В этой связи у государства есть задача одновременно ликвидировать дефицит бюджета Пенсионного фонда, снизить нагрузку с федерального бюджета и повысить размер пенсионного возмещения. Реально ли это?

Согласно расчетным данным специалистов новая пенсионная формула позволит снизить объем трансфертов федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ с 2,27% ВВП в 2015 до 1,7 ВВП в 2030 и повысить соотношения среднего размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера с 1,87 в 2015 году до 2,7 в 2030. Однако, это лишь теоретический расчет, который сегодня сложно проверить и, который базируется на расчетных данных министерства труда и социальной защиты РФ, а также министерства экономики РФ. Какой окажется ситуация на самом деле, во многом будет зависеть от механизмов воплощения данной реформы в жизнь, а также от продуманной политики государства, гарантирующей пенсионерам обещанный 40%-ый уровень пенсионного возмещения. Для обеспечения такого уровня необходимо, чтобы на 1 пенсионера приходилось 3-4 работника. В настоящее время у нас по данным статистики на 1 пенсионера приходится порядка 1.7 работника. В этой ситуации государство обязано выделять дополнительное финансирование из федерального бюджета. Возникает вопрос, при реализации новой пенсионной реформы государство готово ли компенсировать дефицит бюджета Пенсионного фонда, при наличии такового.

Новая пенсионная формула – миф или инструмент снятия нагрузки с федерального бюджета и повышения размера пенсий?

Как считает заместитель директора АККОР и Председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова, как на самом деле будет реализовываться реформа, во многом будет зависеть от механизмов воплощения ее в жизнь. Новая пенсионная формула может столкнуться с различными трудностями, так как большая часть граждан информирована об изменениях пенсионной системы в стране, но не понимает, в чем они заключаются. Результаты последнего исследования фонда «Общественное мнение» говорят об этом красноречиво - 37% Россиян не слышали о реформе вообще и ждут подвоха от государства, поскольку пенсия с их точки зрения остается законным способом отнимания денег. Резонный вопрос, так чего не учли в новой пенсионной формуле?

По мнению эксперта, не учитывается трудовой стаж главы крестьянского фермерского хозяйства и его членов при расчете пенсии за период с 1991 по 2001 годы – десятилетний стаж выпадает из расчетов, что конечно повлияет на количество персональных пенсионных коэффициентов. Согласно закону, чтобы этот выпадающий период засчитывался, необходимо было выплачивать взносы в Пенсионный фонд, которые в то время устанавливались от прибыли, и если прибыли не было, то и не выплачивались.

Сегодня в новом варианте пенсионной формулы предполагается выделение и включение в пенсионный стаж не страховых периодов – этот перечень установлен действующим пенсионным законодательством - уход за детьми, служба в армии, и т.д. Принимая во внимание, исключительность сложившейся ситуации с крестьянскими фермерскими хозяйствами, считаем возможным с технической точки зрения выпавший из стажа по объективным причинам период включить в перечень нестраховых периодов для глав и членов крестьянско-фермерских хозяйств. Решение данного социального вопроса чрезвычайно актуально для фермеров, чей возраст сегодня близок к пенсионному. Крестьянину нужна справедливая пенсия и осознание того, что государство о нем не забыло.

В этом плане, как считает Ольга Башмачникова, необходимо провести серьезные разъяснительные мероприятия среди населения, направленных на информирование граждан о механизмах управления своим пенсионным пакетом, мотивирующих граждан активно влиять на уровень своего пенсионного обеспечения. Ввести гарантии по вкладам накопительной части пенсии по аналогии с системой страхования вкладов через создание специального гарантийного фонда. При этом, самым важным остается ответственность государства за принятие решения о размере стоимости пенсионного коэффициента, которое ежегодно принимается Правительством исходя из возможностей бюджета Пенсионного фонда, чтобы в случае проблем с его наполнением население не осталось без пенсий вообще.

Позволит ли принятие представленных законопроектов и внедрения новелл в пенсионную систему повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения – на этот вопрос сегодня ответ получен не был. Тем не менее, депутаты приняли законопроекты в первом чтении, договорившись о необходимости доработки пакетов ко второму чтению.

Источник: АККОР

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ