20 февраля 2012 в 12:52

ХХIII съезд Ассоциации крестьянских хозяйств и с/х кооперативов России (АККОР): Итоги

ДЗЕН

Тема растениеводства была самой обсуждаемой

По данным Росстата, в период с 2009 по 2011 год удельный вес фермерских хозяйств в валовом производстве растениеводческой продукции  составляет: по зерну – 46%, подсолнечнику – 55%, овощам – 87%, картофелю – 93%. Такая информация прозвучала на ХХIII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), который прошел в Москве 11 февраля 2012 года. Тема растениеводства была одной из обсуждаемых.

На сегодняшний день в фермерских и личных подсобных хозяйствах производится более половины всей сельскохозяйственной продукции. При этом, по данным Министерства сельского хозяйства РФ,  в фермерском секторе темпы роста производства выше, чем в целом по отрасли. По данным АККОР,  производство зерна в фермерских хозяйствах за год увеличилось на 55,4% (в целом по отрасли – на 54,1); подсолнечника – на 89% (по отрасли – на 80,1); сахарной свеклы – на 146,9 (по отрасли – на 107,9%). Это самые высокие показатели в сельском хозяйстве. Есть регионы, где успехи фермеров особенно заметны. Рекордный урожай у кубанских фермеров – более 3 млн тонн зерна. В Саратовской области фермеры произвели 47% всего зерна, в Омской области – 41%.

Растет и число самих фермерских хозяйств. По последним данным, их количество составляет 308 тысяч, что на четыре тысячи больше, чем годом ранее. Во многом это происходит благодаря поддержке, которую государство оказывает КФХ. С началом реализации национального проекта «Развитие АПК» и Госпрограммы развития сельского хозяйства, фермеры получают субсидирование инвестиционных и краткосрочных кредитов; субсидии в растениеводстве (элитное семеноводство, страхование урожая, минеральные удобрения)  и животноводстве (племенная поддержка, табунное коневодство и др.). Согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие села» улучшаются жилищные условия, оказывается поддержка на региональном уровне - в рамках экономически значимых региональных программ. Только в 2011 году государственную поддержку получили 55 тысяч фермерских хозяйств. Привлечено 24 млрд рублей кредитных ресурсов (+25%). Общий объем средств, полученных малыми формами хозяйств, составил  60 млрд рублей.

В течение года Министерство сельского хозяйства РФ еженедельно проводит видеоконференции с фермерами, участниками которых стали более 1100 руководителей КФХ из 75 регионов. Результат этой работы -  заложен отдельный раздел по поддержке малых форм хозяйствования в Госпрограмме, где учтены не только меры по развитию производства, но и переработке, логистике, созданию эффективной инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Ряд направлений Госпрограммы действуют с 2012 года:

- поддержка начинающих фермеров;

- развитие семейных животноводческих ферм;

- кредитование малых форм хозяйствования;

- поддержка сельскохозяйственной кооперации;

- оформление земли в собственность.

Правительство надеется, что благодаря такой поддержке на селе сформируется сильный класс собственников, способных развивать предпринимательство в сельскохозяйственной отрасли, что придаст новый импульс устойчивому развитию всего агропромышленного комплекса.

Однако несмотря на принимаемые меры, и это подчеркивалось выступающими на съезде, проблем у фермеров еще немало. Это, в первую очередь, низкая доходность крестьянско-фермерских хозяйств. Немало трудностей вызывает реализация сельхозпродукции, слабое развитие кооперации. Много нареканий возникает  при решении земельного вопроса, правовом статусе фермерских хозяйств, социальном обустройстве села. Немалую тревогу вызывает у сельхозпроизводителей и перспективы  развития отрасли в связи с вступлением России в ВТО.

К примеру, доходность. В цивилизованном мире система взаимоотношений государства и сельхозпроизводителя основывается на том, чтобы труд крестьянина имел реальную экономическую мотивацию. Все просто: есть доходность – будет развитие и расширенное воспроизводство. По словам В.Н. Плотникова, в России сложилась ситуация, когда проблемы зачастую решаются за счет крестьянина. Цены на ГСМ, транспорт, технику, запасные части, минеральные удобрения и средства защиты растений растут. При этом закупочные цены, в том числе на  растениеводческую продукцию, не соответствуют затратам. Так, в прошлом году помидоры в Астрахани крестьяне отдавали по 3 рубля за килограмм. Огурцы в Волгоградской области – по 5 рублей. Картофель в Новгородской, Смоленской, Брянской, Тамбовской областях стоил 3-4 рубля.  О каких доходах можно говорить при таких закупочных ценах? Речь уже идет скорее о балансировании земледельцев на грани выживания. По словам председателя АККОР, рентабельность в крестьянских хозяйствах в последние три года практически нулевая, и даже с учетом всех видов государственной поддержки она не превышает 10%. При этом в Национальном докладе по выполнению Государственной программы развития сельского хозяйства сказано, что для нормального развития нужно как минимум 25%.  Во всем мире доходность фермерского хозяйства находится в поле зрения государства. Именно оно  обеспечивает уровень поддержки, при которой крестьянские хозяйства могут развиваться. В России в последние годы поддержка сельхозпроизводителей  тоже растет, но темпы невелики. По словам В.Н. Плотникова, в 2009-2010 годах на 1 рубль валовой сельскохозяйственной продукции было получено в среднем около 7 копеек федеральной и региональной помощи. Это – в среднем. Более того, помощь эта поступает в первую очередь крупным сельскохозяйственным предприятиям, агрохолдингам. Малым формам хозяйствования достается небольшая часть. На рубль произведенной продукции – всего 0,6 копеек. Понятно, что такая помощь не компенсирует даже роста инфляции.

На съезде фермеры выказали озабоченность ростом цен на минеральные удобрения и просили руководство обратить на эту проблему особое внимание. По данным Министерства сельского хозяйства, за период с 1 января 2011 года по 6 февраля 2012 года цена на аммиачную селитру выросла на 26,5%, на карбамид – почти на 42%, на азофоску – на 29,4%, на аммофос – на 41,5%. А вот государственная поддержка на приобретение минеральных удобрений не увеличивается. По таким ценам, отмечали фермеры, минеральные удобрения становятся не по карману, поэтому российская пашня получает их мизерное количество. В среднем в Алтайском крае вносится 5 кг на га; в Омской области – тоже 5, в Оренбургской – 6 и т.д. А ведь это регионы с развитым сельским хозяйством.

Немало проблем и с реализацией выращенного урожая. Причин тому несколько. Первая – засилье продовольственного импорта. Вторая проблема - монопольный диктат посредников и торговых сетей, вынуждающие крестьян отдавать продукцию за бесценок. Третья - неразвитость кооперации, которая могла бы решить большую часть проблем со сбытом. Количество кооперативов на всю Россию – порядка 6700, но треть из них существует только на бумаге. Последние три года реально работающих кооперативов менее 4600.

Хорошая идея, говорилось на съезде, создавать логистические центры и агропарки. Но и тут есть своя опасность: если их учреждать в чистом поле, то рождается еще одни монополист, который будет диктовать свои условия. Подобные структуры, подчеркивалось на съезде, принесут реальную пользу только при опоре на сеть низовой кооперации. Более того, они должны принадлежать кооперативам и управляться ими.

Тревогу у российских сльхозпроизводителей вызывают перспективы вступления России в ВТО, когда в страну дополнительно хлынет поток  дотированной продукции. Необходимо противостоять этому, повысить конкурентоспособность российского крестьянства. Именно сейчас российским крестьянам нужна государственная поддержка. Фермеры просят уже в этом году довести господдержку до согласованных с ВТО 9 млрд долларов. При этом, по мнению участников съезда, малым формам хозяйствования должно идти не менее 30% средств, выделяемых на сельское хозяйство - эти расходы необходимо прописать в бюджете отдельной строкой. Дополнительные средства можно направить на увеличение финансирования программ, которые уже есть. Это и «Начинающий фермер», и развитие семейных животноводческих ферм, и др. Еще одно предложение – переход к адресной поддержке крестьян, так как сегодня 80% средств господдержки расходуется на субсидирование процентной ставки по кредитам. А надо выделять деньги  без посредников самим фермерам -  на один гектар, на голову скота, на единицу произведенной продукции. Это, по мнению фермеров, реальный путь сделать господдержку доступной и более эффективной.

Еще один вопрос, требующий решения, закупочные цены. Согласно Федеральному Закону № 53 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», устанавливаться они должны на пять лет. Однако этот закон не работает. Какие будут цены на зерно, на картофель, на овощи? Крестьяне не знают. И как в этих условиях планировать бизнес, брать кредиты, покупать технику?

Еще одна проблема – решение земельного вопроса. Земля для крестьянина – главный источник его достатка. При этом последние двадцать лет земельные отношения не решены. Из оборота выведены миллионы гектаров пашни. На съезде были озвучены цифры: только по официальной статистике, 21 млн га не используется, зарастает бурьяном. По данным Министерства сельского хозяйства на декабрь 2011 года в Костромской области не использовалось 75% пашни. Смоленская область – 62%, Калужская – 61%, Астраханская – 61%, Калининградская – 56%, Тверская – 53%, Новгородская – 52%, Кировская – 49%, Иркутская – 48%, Вологодская – 46%, Приморский край – 46%, Ивановская область – 44%, Владимирская – 41%. При этом крестьянам сложно получить эту землю из-за бюрократических проволочек. Иногда в регионах имеет место быть теневой земельный оборот, растут латифундии. По 200, 300, 500 тыс. га пашни. Землю скупают и иностранные фонды. Для чего? Производить продукцию? Фермеры в этом сомневаются.

Поэтому АККОР выступала  с рядом предложений:

создать подлинный реестр собственников (физических лиц) каждого земельного участка. установить, как используется каждый участок земли – по назначению или нет. Какие там урожаи? Как платятся налоги?  воссоздать специализированный государственный орган, наделенный полномочиями министерства, который должен заниматься всеми земельными отношениями – в том числе землеустройством и контролем. гарантировать право собственности крестьян на землю, законодательно оградить КФХ от рейдерских захватов земли. Земельный вопрос – один из самых фундаментальных не только для развития сельского хозяйства, но и для всей страны, назрела необходимость в новой земельной реформе. В ней заинтересованы все – и крестьянство, и  власть, и общество.

Огромная проблема для фермеров - правовой статус их хозяйств. Около 90 тысяч КФХ имеют статус юридического лица. Однако действительно это положение до 1 января 2013 года. Фермеров заставляют оформлять свои хозяйства как ООО, ЗАО, ОАО… Позиция АККОР однозначна -  продлить срок перерегистрации КФХ – юридических лиц до 1 января 2021 г. И предоставить фермерам право самим определить правовой статус своих хозяйств, закрепив это в Гражданском Кодексе. Лучшим аргументом в пользу законодательного закрепления статуса юридического лица является успешная 20-летняя деятельность фермеров России.

На съезде поднимались и другие вопросы. Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник подчеркнула, что поддержка малых форм хозяйствования на селе – безусловный приоритет для Министерства.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ