сегодня в 07:13

Танзанию пожирает овражная эрозия – следствие изменения ведения сельского хозяйства

ДЗЕН

На обширных территориях северной Танзании овражная эрозия оставляет глубокие шрамы на плодородных сельскохозяйственных землях, пастбищах, дорогах и в деревнях. Овраги разрастаются с каждым годом все быстрее, и то, что когда-то было медленным экологическим процессом, превратилось в гуманитарную угрозу. Это имеет серьезные последствия для продовольственной безопасности и средств к существованию, инфраструктуры и биоразнообразия.

Эрозия почвы — естественный процесс. Дождевые осадки разрыхляют почву на частицы, а текущие воды переносят их вниз по склону в реки и озера. Однако в Танзании эрозия резко усилилась за последние 120 лет.

Крутой рельеф региона, крайне изменчивое количество осадков и хрупкие вулканические почвы делают его по своей природе уязвимым. Кризис усугубился изменением способов взаимодействия людей с землей.

«Программа «Джали Ардхи» (на суахили «Забота о земле») — это международное сотрудничество ученых из нескольких университетов. Мы используем междисциплинарные инструменты для исследования причин усиления эрозии почвы и способов восстановления земель местными сообществами. Результаты многочисленных проектов, реализованных за десятилетие, указывают на неконтролируемую овражную эрозию как на ключевой фактор деградации земель в Танзании. Необходимы срочные и широкомасштабные программы восстановления», пишет Мартен Винантс в статье, опубликованной The Conversation.

От плодородных вулканических почв до неконтролируемой овражной эрозии

Танзанийское высокогорье покрыто почвами, образованными из вулканического базальта, извергавшегося в течение миллионов лет в результате открытия Восточноафриканского рифта. Эти вулканические почвы богаты мелкими глинистыми минералами с высоким содержанием обменного натрия и кальция. Контакт с водой после засушливого периода может привести к их быстрому рассеиванию в воде на мелкие частицы.

Обычно эти почвы покрыты стабильным верхним слоем, защищенным растительным покровом, корнями и органическим углеродом почвы. Но расчистка земель — удаление естественной растительности в сельскохозяйственных целях — и чрезмерный выпас скота устраняют естественную защиту этих почв и увеличивают сток. Когда следуют интенсивные дожди, вода быстро течет вниз по склону, концентрируясь в долинах и образуя овраги.

Традиционные методы сохранения земель, такие как сезонный выпас скота и подсечно-огневое земледелие, учитывали эту уязвимость, позволяя растительности и почве восстанавливаться. Однако эти методы постепенно были подорваны колониальным и постколониальным управлением, которое отдавало приоритет формальному землевладению и постоянному расселению, но уделяло мало внимания продуктивности почвы и защите от эрозии. Тем временем население Танзании быстро росло, удваиваясь примерно каждые 25 лет на протяжении последнего столетия, и сейчас превышает 70 миллионов человек.

Обширные территории естественных лесов и саванн были вырублены для сельского хозяйства . Скотоводческие группы, такие как масаи, были вынуждены переселиться в постоянные поселения, заменив свою традиционную практику сезонного перегона скота в зависимости от количества осадков и наличия свежих пастбищ. Плотность поголовья скота утроилась за последние полвека, и территории, которые когда-то могли восстанавливаться, теперь обрабатываются и выпасаются круглый год, в результате чего почвы постоянно подвергаются воздействию стихии.

Осадки в этих регионах, естественно, неравномерны, чередуясь засушливые и влажные годы.  Ученые не наблюдали долгосрочных изменений в количестве осадков, но влажные условия после засухи могут спровоцировать масштабную эрозию.

В совокупности эти факторы привели к тому, что ландшафт перешагнул критический порог. Как только в этих вулканических почвах образуются овраги, остановить их становится сложно. Подобно валуну, сброшенному с горы, эрозия ускоряется, как только начинается. Овраги могут продолжать расти, даже если первоначальный фактор, такой как вырубка лесов или чрезмерный выпас скота, прекратился. Они образуют тесно связанные каналы, которые быстро вымывают дождевую воду, богатый питательными веществами верхний слой почвы и семена с земли. Это затрудняет восстановление растительности и стабилизацию ландшафта.

Цена потери земли

«Мы подсчитали, что темпы эрозии в Танзании примерно в 20 раз выше, чем сто лет назад. Более 50% всей территории Танзании подвержено быстрой деградации земель. Это один из самых быстро деградирующих регионов в мире», отмечает в своей статье Мартен Винантс.

Когда земля теряется из-за эрозии, то же самое происходит с продовольствием и доходами. Поскольку примерно 70% населения Танзании составляют мелкие фермеры, производящие большую часть продуктов питания для страны, более 50% населения уже столкнулись с умеренной или серьезной нехваткой продовольствия. Последствия могут быть катастрофическими.

«Ситуацию усугубляет то, что, как мы убедились во время повторных визитов и по фотографиям, эти огромные овраги подмывают дороги и мосты уже через десять лет после их строительства. Это огромная потеря для страны, стремящейся к развитию основных услуг. Фермеры рассказывают нам, что они лишены доступа к рынкам и вынуждены выращивать менее скоропортящиеся или необходимые для собственного потребления культуры, такие как кукуруза и бобы, вместо более высокодоходной сельскохозяйственной продукции. Это усугубляет циклы низких доходов и низких инвестиций», пишет Мартен Винантс.

Однако на этом последствия не заканчиваются. Эрозия наносов заполняет водохранилища и озера, угрожая доступности воды, рыболовству, биоразнообразию и туризму. Например, национальный парк озера Маньяра, биосферный заповедник ЮНЕСКО, заполняется из-за огромного количества наносов, поступающих из его водосборного бассейна. Это оказывает давление на экосистему, которая поддерживает более 350 видов птиц, а также таких знаковых представителей дикой природы, как слоны и львы.

Работая вместе, чтобы залатать трещины

Несмотря на масштаб проблемы, решения существуют. В Восточной Африке общины издавна используют традиционные методы, такие как земляные насыпи (берега), ступенчатые террасы, водопроницаемые плотины и восстановление травяного покрова и деревьев. Эти методы работают с природными процессами и материалами, замедляя течение воды и удерживая почву.

«Такие неправительственные организации, как фонд LEAD и Justdiggit, возрождают эти подходы, основанные на участии местных сообществ. Мы создали сеть мониторинга почвы и оврагов, сочетающую научный отбор проб и сенсорные технологии с подходами гражданской науки для оценки эволюции оврагов и успешности мер по их восстановлению.

В некоторых случаях коллективные действия местных сообществ успешно стабилизировали небольшие овраги и улучшили качество почвы. Но многие мега-овраги теперь слишком велики, чтобы малообеспеченные сообщества могли справиться с ними в одиночку. Хотя правительство Танзании взяло на себя обязательства в рамках инициативы ООН по борьбе с опустыниванием «Нейтральность деградации земель», долгосрочные инвестиционные и практические планы отсутствуют. Отчасти это связано с несоответствием между национальной политикой и потребностями местных сообществ.

В конечном итоге, борьбу с эрозией нельзя рассматривать исключительно как экологическую проблему. Для прекращения этого кризиса потребуются скоординированные и масштабные инвестиции в восстановление земель, а также одновременное решение социально-экономических проблем, связанных с бедностью, коррупцией, образованием и экономическим развитием. Более половины танзанийцев моложе 18 лет и растут на землях, уже находящихся под угрозой. Чтобы определить, смогут ли эти системы и дальше поддерживать растущее население, необходимо принять меры до того, как трещины в земле начнут расширяться еще больше», заключает автор статьи. 

Источник: The Conversation. Автор: Мартен Винантс. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ