В РФ началось создание онлайн-платформы, которая объединит торговлю и доставку сельхозпродукции
В России создается первая цифровая онлайн-платформа по организации перевозок и торговли на рынке зерна — Smartseeds. Платформа предоставляет полностью готовый функционал для всех участников рынка, включая перевозчиков, грузовладельцев, терминалы, порты, муниципалитеты и фискальные органы для осуществления полного цикла перевозки. Она обеспечивает контроль и гарантию на всех этапах перевозки груза, с момента подбора заказа и перевозчика до момента отгрузки, включая подготовку транспортных и закрывающих документов для бухгалтерии и мониторинг груза.
Ключевыми клиентами платформы на первом этапе стали экспортеры зерна. По словам руководителя проекта Кирилла Подольского, в декабре прошлого года ее тестирование начали Glencore и «Зернотрейд». Сейчас в системе зарегистрировано девять из десяти крупнейших экспортеров зерна. По наблюдениям г-на Подольского, топ-менеджеры и акционеры компаний заинтересованы в оцифровке перевозок, поскольку это поможет справиться с корпоративной коррупцией.
Около 70% зерна в России перевозится автотранспортом. В регионах, где сегодня внедряется Smartseeds (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), основные игроки на рынке таких перевозок — это индивидуальные предприниматели. Многие из них чаще всего одновременно выступают и владельцами, и водителями КамАЗов-зерновозов. Емкость парка такого специализированного транспорта в трех регионах г-н Подольский оценил в более чем 50 тысяч машин.
Ввиду большого количества ИП крупные компании-экспортеры и сельхозпроизводители вынуждены работать с ними через посредников, что сказывается на показателях эффективности. Это с одной стороны. С другой стороны, индивидуальные предприниматели постоянно находятся в поиске заказов от экспортеров и сельхозпроизводителей. Кроме того, они очень заинтересованы в сокращении времени ожидания разгрузки в зерновых терминалах. В Краснодарском крае несколько портов, из которых зерно отправляется на экспорт, — Новороссийск, Тамань, Туапсе, Ейск, Темрюк, Кавказ. По словам г-на Подольского, в сезон очереди из КамАЗов, ожидающих разгрузки, растягиваются у зерновых терминалов на 10 км. Бывает, водителям приходится жить в машинах по шесть-семь дней.
Первый сервис, который внедрил Smartseeds еще в декабре 2017 г., — это электронная очередь на экспортные терминалы. Он позволяет водителям — перевозчикам зерна получать временные слоты для разгрузки в терминалах. Сервис учитывает пропускную способность конкретного терминала, его мощность, потребность в конкретном товаре и другие факторы, влияющие на время разгрузки. При этом в случае форс-мажоров в электронную очередь можно оперативно вносить изменения, например, если перевозчик не смог вовремя прибыть к месту разгрузки.
Для перевозчиков сервис пока бесплатный, включая установку GPS-трекеров на автомобили. В дальнейшем планируется брать комиссию в размере около 15—20%. Для работы с сервисом компаниии-перевозчику необходимо зарегистрироваться в системе и получить квалифицированную электронную цифровую подпись.
Для аграриев с февраля 2018 г. работает еще один бесплатный сервис — электронная справочная система по определению лучшего места поставки зерна исходя из цен на него. Робот системы анализирует прайс-листы с сайтов компаний — экспортеров и переработчиков, учитывая объем продукции и сроки поставки, расстояние, транспортные расходы. В итоге предлагается список оптимальных вариантов продажи на выбор.
«Пока это скорее работает как справочный сервис. Мы советуем, с кем можно заключить договор в офлайне и заказать через нашу систему транспорт. В перспективе мы хотим, чтобы продавцы могли размещать в системе твердую оферту, — поделился г-н Подольский. — В будущем через платформу можно будет заключать сделки, при этом система автоматически подберет машины для перевозки груза — и они сразу получат тайм-слоты от терминала, на который им нужно ехать».
Электронная очередь на экспортные терминалы уже помогла ликвидировать многокилометровые пробки на юге России и вернуть жизнь водителей в человеческие условия. Г-н Подольский надеется, что с распространием сервиса электронной очереди на терминалы удастся уравнять стоимость перевозки зерна, независимо от расстояния. Сегодня в цену перевозки закладывается время простоя в очереди, отчего перевозка на короткие расстояния оказывается очень дорогой.
Кроме повышения эффективности логистики оцифровка рынка позволит сделать его более открытым. Здесь будет важна возможность использования электронных товарно-транспортных накладных — такое решение правительство может принять до сентября 2018 г., — сообщил г-н Подольский.
По его словам, сельхозперевозки идеально подходят для тестирования этой системы. «Это позволит оптимизировать документооборот всех участников рынка, ускорит оборот транспорта и позволит сократить расходы», — уверен он. Также это поможет решить проблему перегрузов машин и недобросовестной конкуренции.
Еще одна проблема связана с отсутствием в отрасли стандартизированных правил торговли и унифицированных договоров.
«Подобные документы давно действуют во многих странах — в США, Великобритании, Канаде. А международным правилам торговли на зерновом рынке уже насчитывается 150 лет», — отметил г-н Подольский, подчернув, что России необходимо срочно создавать национальные правила зерновой торговли.
«Имея единые правила торговли, проще оцифровать отрасль», — заметил он. В планах бизнесмена — создание автоматизированной системы по торговле и логистике на зерновом и других массовых агрорынках, производящих стандартную продукцию (commodities). Это поможет сделать отрасль прозрачнее, сократит издержки и обеспечит надежность поставок и расчетов, — уверен он.
Большие надежды создатель сервиса связывает с развитием программы «Цифровая экономика», в рамках которой должны заработать цифровые платформы и центры компетенций, в том числе в помощь компаниям-экспортерам, не менее чем по 10 сквозным направлениям.
«Согласно этому документу, в стране должны увеличиться темпы технологического развития и, как следствие, объемы экспорта отечественной продукции. В частности, экспорт в сфере АПК должен составлять 45 млрд долл. в год. Это превышает сегодняшнюю цифру более чем в 2 раза, — сообщил г-н Подольский. Smartseeds намерена стать отраслевой платформой для торговли сельхозтоварами и обеспечения логистики на этом рынке.
По мнению основного инвестора проекта, Артема Кузнецова, он улучшает имидж всей отрасли и позволяет зарабатывать уже сегодня. «Мы находимся в тренде самых современных и востребованных технологий, которые делают жизнь лучше, — доволен он. «По сути это Uber для сельского хозяйства, - сравнивает он с популярным сервисом заказа такси. – У нас те же задачи – победить сегментацию, усилить конкуренцию и снизить цены».
Сейчас компания уже работает в Ростовской области, до конца года также планирует выйти в Краснодарский и Ставропольский края. На платформе уже зарегистрировано более 2000 перевозчиков, с ее помощью перевезено более 100 000 тонн грузов. Оборот компании вырос с $3 тыс. в декабре 2017 г. до $727 тыс. в апреле 2018 г. На российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2018 г. Smartseeds стала победителем «Премии развития» Внешэкономбанка в номинации «Лучший проект в цифровой экономике».
«Мы будем продолжать развивать сервис. После внедрения новых модулей — «Оценка качества сельхозпродукции» и «Экспедиторское обслуживание» — мы приступаем к разработке функционала для проведения торговых операций, поделился г-н Подольский. — География тоже будет расширяться. После закрепления успехов в Ростовской области, а также Краснодарском и Ставропольском краях можно ожидать расширения географического присутствия сервиса Smartseeds на Воронежскую, Тамбовскую, Липецкую и Белгородскую области.
В планах компании — объединить 10 тыс. агрохозяйств, 100 тыс. перевозчиков, перемещать как минимум 40 млн т грузов и занять до 80% рынка автоперевозок. В проект уже инвестировано «несколько миллионов долларов», ожидается, что он окупится «через несколько лет».
Всего через пару дней после официальной презентации платформы Smartseeds состоялось собрание Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП), где было принято решение о разработке и внедрении единых правил торговли зерном. Для разработки правил создана специальная рабочая группа, которую возглавил CEO компании Smartseeds Кирилл Подольский, передает «Интерфакс».
«Правила, с одной стороны, будут полностью соответствовать российскому законодательству, с другой — станут похожими на правила GAFTA (Grain and Feed Trade Assotition, Международная ассоциация по торговле зерном и кормами), — сказал он. — Правила, в частности, будут предусматривать типизацию контрактов по торговле зерном, создание третейского суда на платформе одного из уже действующих в РФ третейских судов».
По словам г-на Подольского, типизация контрактов приведет к сокращению издержек в торговле зерном, ускорит все процессы, уменьшит риски и сельхозпроизводителей, и трейдеров, поскольку в типовых контрактах будут прописаны все условия. «В GAFTA типовые контракты существуют под определенными номерами, трейдеры просто называют номер контракта. Это не то, что сейчас у нас в компаниях пишут, затем согласовывают, тратя массу времени», — заявил он.
«И самое главное в том, что все будет оцифровано. Тот бардак, который сейчас существует на рынке, оцифровать нельзя», — сказал глава рабочей группы.
Г-н Подольский сообщил, что в группу будут привлечены авторитетные эксперты рынка. «Мы также будем активно сотрудничать с государственными структурами, согласовывать с ними документы», — сказал он. «Считаю, что правила торговли принципиально поменяют наш рынок зерна, повысят его эффективность, сделают его прозрачным», — убежден он.
Г-н Подольский также сообщил, что рабочая группа планирует уже к ноябрю 2018 г., к очередной конференции НАЭСП, представить основные принципы организации торговли, структуру типовых контрактов и другие документы. «Потом понадобится еще пара месяцев для того, чтобы доработать и утвердить их», — сказал он.
Любовь Леонова