Интервью инвестиционного аналитика в сфере АПК Сергея Мелентьева
— По данным исследования ВЦИОМ, в 2018 г. аграрии чаще стали обращаться за кредитными ресурсами, поскольку свободных средств на ведение деятельности и развитие недостаточно. Кроме традиционного банковского кредитования, какие еще источники финансирования можно использовать в агросекторе? В чем их особенности? В каких случаях они применяются?
— Любая организация в стадии роста приходит к тому, что собственного капитала становится недостаточно и для дальнейшего развития ей необходимы денежные средства извне. Это нормальный и правильный путь развития.
На сегодняшний день обычный банковский кредит становится все менее востребованным, потому как появляются заинтересованные лица, готовые давать деньги на более привлекательных условиях. Минус большинства банковских кредитов заключается в том, что платежи по ним нужно начинать вносить сразу. В агросекторе это не всегда возможно, поскольку продукт сначала необходимо вырастить, а затем и реализовать.
Помимо традиционного банковского кредитования есть не менее традиционные, но более рентабельные источники. Например, лизинг. Для аграрного сектора это очень важный и, на мой взгляд, незаменимый механизм. Современные тракторы и сельхозмашины стоят дорого, но без них не обойтись, иначе качество производства упадет. Вот здесь и выручает лизинг, т.е. аренда имущества с возможностью последующего выкупа с учетом внесенных платежей. Причем имущество в лизинге не облагается налогом.
Существует и такой финансовый механизм, как кредиторская задолженность. Это когда дата получения услуг не совпадает с датой их фактической оплаты. Например, аграрий получает топливо для трактора в начале сезона, а оплачивает его после реализации выращенной продукции. Это так же, как и лизинг, идеально подходит под условия сельского хозяйства.
Не стоит забывать и о субсидиях от государства, различных грантах и участии в торгово-промышленных палатах. Они также становятся хорошими источниками для привлечения денежных средств в хозяйства.
— Каковы плюсы и минусы основных источников финансирования?
— Нельзя сказать точно, что какой-то источник финансирования плохой, а какой-то хороший. Всегда хорошо, если в бизнес приходят деньги, но у всех инвестиций есть условия, исходя из которых каждый аграрий решает, насколько выгоден тот или иной источник.
Источники можно поделить на два основных вида: заемные и собственные. Собственные (капитал) — это то, что вложено в бизнес собственниками или акционерами, а также нераспределенная прибыль, которая реинвестируется в развитие бизнеса.
Плюсы капитала:
Наиболее доступный источник финансирования для создания бизнеса, т.е. начальное развитие бизнеса производится за счет собственных средств организации. Нет требований по регулярному оттоку денег. Если не выводить деньги из организации по собственному желанию, то они останются в ней.Есть и минусы. Капитала всегда мало. Создавая бизнес, всем хочется чего-то большего, того, что сможет обогатить. А достичь этого только за счет собственных средств проблематично.
Второй минус: капитал — дорогой источник. Он обеспечивает большую нагрузку с точки зрения оттока денег по сравнению с заемными средствами. А при привлечении внешних денег в капитал снижается контроль над бизнесом за счет дробления долей или продажи акций.
Заемные источники финансирования делятся на платные и бесплатные. Типичный пример бесплатного источника — кредиторская задолженность либо любые отсрочки платежей и бесплатные займы, которые в теории существуют, а на практике встречаются крайне редко.
Основной плюс бесплатных источников в том, что за них не нужно платить проценты. Вы возвращаете, сколько взяли. Но и у них есть минусы: такие займы, как правило, краткосрочны и имеют возможность переуступки, как и любого другого долга, третьим сторонам, которые уже могут оказаться не самыми приятными партнерами.
Среди платных источников: кредиты, займы, векселя, лизинг и т.д. Это любые схемы получения заемных средств, за которые нужно будет вернуть основную сумму плюс проценты.
Плюсы платного долга:
Он дешевле, чем собственный капитал, в том смысле, что кредитор рискует меньше, чем предприниматель, и, тем самым, за меньший риск готов получать меньшее вознаграждение. Можно набрать много долгов, что позволит реализовать больший и быстрейший рост и развитие, чем в случае с собственным капиталом. «Налоговый щит», который позволяет снизить налог на прибыль за счет увеличения доли заемного капитала. Позволяет больше заработать на собственном капитале — так называемый эффект финансового рычага.Минусы платных источников финансирования:
График погашения как основного долга, так и процентов по нему. Риск потери активов — залогов. Падение финансовой устойчивости. Чем больше долговая финансовая нагрузка относительно собственных финансовых средств, тем хуже финансовая устойчивость. При обратном эффекте финансового рычага можно потерять еще больше. Общий перекос в структуре финансирования может привести к критическим последствиям.— Расскажите об инновационных возможностях привлечения финансов в агросектор: краундфандинг, бизнес-ангелы, продажа будущего урожая потребителю и т.д. Что это такое? Когда уместно использовать? Каковы особенности каждого способа? Где они используются?
— Инновационными их назвать сложно, потому что такие финансовые инструменты были и действовали давно, просто сейчас они обросли новыми терминами и оказались в тренде.
Краудфандинг по сути — это деятельность, направленная на поиски финансирования за счет широкой общественности. Если говорить простыми словами, вы привлекаете инвестиции путем того, что пытаетесь заинтересовать своей идеей максимальное количество человек. Это в основном используется для открытия нового бизнеса или старта проекта. Несомненным плюсом здесь становится то, что вам не нужно возвращать деньги как по кредиту, а также за вами не будет следить инвестор, у которого контрольная доля. Получается, что вам просто дают деньги для того, чтобы вы реализовали идею, и это плюс. Но есть и минус — людей нужно этой идеей так заинтересовать, чтобы они были готовы вложить средства.
Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, которые вкладывают в ваш проект финансовые средства с целью получения прибыли. Их иногда ошибочно сравнивают с меценатами, но это совершенно неверно. Меценат дает деньги ради идеи, у него получение прибыли не становится приоритетной задачей, а у бизнес-ангела, как и у любого инвестора, это основная цель. Так что бизнес-ангелы — это просто более романтичное название инвесторов.
Инвестирование в сельское хозяйство становится достаточно сильным направлением и считается одним из менее рисковых как в России, так и за рубежом. Частные инвесторы (бизнес-ангелы), которые хотят вложить деньги во что-то стабильное, рассматривают сельскохозяйственный сектор как один из вариантов. Поэтому частные инвесторы могут оказаться очень выгодными для аграриев. С ними можно прийти к обоюдовыгодному соглашению.
Что касается продажи будущего урожая, это на финансовом рынке называют форвардом, а в более широком экономическом кругу — запродажей. Смысл этого инструмента заключается в подписании договора, при котором покупатель в указанную дату и за оговоренную цену обязуется приобрести определенное количество товара, а продавец предоставить к этой дате нужное количество товара. Использовать этот инструмент в сельском хозяйстве достаточно рискованно, однако он может принести дополнительную прибыль.
Пример того, как это работает. Фермер заключил форвардный контракт с магазином на поставку 1 тонны картофеля по цене 10 рублей за килограмм на 1 сентября. Настает 1 сентября, год выдался очень удачным, у всех фермеров сверхурожай, из-за этого картофеля на рынке много и цена его ниже, чем 10 руб./кг. В этом случае наш фермер в плюсе, потому что продаст урожай по цене выше рыночной. А вот если год был неудачным и картофель не уродился, то рыночная цена может быть больше 10 руб./кг. Тогда у фермера будет в лучшем случае упущенная прибыль, а в худшем, если он не сможет собрать с полей достаточное количество урожая, ему придется либо докупать дороже и продавать дешевле, либо попасть на штрафные санкции, которые могут быть указаны в договоре.
— Есть ли примеры использования нетрадиционного финансирования в сельском хозяйстве в России и в других странах мира?
— Вот известные мне удачные проекты в России:
«Долина коз» краудфандинговой компанией собрала 352 300 рублей за 30 дней для создания производства козьего сыра в Свердловской области. «Белые росы» организовала несколько проектов по сбору средств на восстановление фермы в Сергиево-Посадском районе. Первый на 455 450, второй на 915 690 рублей, а третий — на 1 278 850 рублей. Кроликоферма в Ростовской области, где первоначальное вложение частного инвестора на развитие составило 585 500 рублей. Семейное хозяйство в деревне Новоалексеевке (Волгоградской области), сначала выигравшее грант по программе «Начинающий фермер», а затем привлекшее на расширение хозяйства 481 300 рублей краудфандингом. Удачный проект по созданию пасеки и цеха переработки в деревне Малый Турыш (Свердловская область), который привлек более чем 4,5 миллиона рублей инвестиций совокупностью нескольких способов фиансирования.— Что бы вы рекомендовали агропредприятию, которое планирует привлекать финансовые средства?
— Для успешного привлечения максимального количества инвестиций в агрохозяйство необходимо в первую очередь четко понимать, сколько и для чего конкретно нужны деньги. Под четко определенные проекты и задачи гораздо проще получить финансовое вливание, нежели под абстрактные задачи. Кроме этого нужно понимать, на какие условия и на какие риски вы готовы пойти. Это должно быть взвешенным и обдуманным решением. Не стоит брать больше, чем нужно на данный момент.
Немаловажным фактором становится информационное развитие вашего хозяйства. Чем больше людей о вас знает, тем больше потенциальных покупателей и инвесторов. Нужно заявлять о хозяйстве и быть в тренде.
И не зацикливаться на каком-то одном, двух или трех финансовых источниках, пусть даже они сейчас вносят достаточное количество инвестиций. На данный момент существует множество финансовых инструментов (субсидии, гранты), организаций (фонды, торгово-промышленные палаты, местные органы самоуправления) и людей (бизнес-ангелы, краудфандинг), которые готовы вложить деньги в вашу организацию. Просто нужно найти к ним подход.
Записала Диана Насонова