Добавление инсектицидов в баковую смесь для обработки сои в начале формирования стручков влияет на рентабельность инвестиций, но далеко не всегда влияет на вредителей культуры.
По мнению американских исследователей из Университета Иллинойса, распространенная практика добавления инсектицида к обработке фунгицидом на стадии R3 (начало формирования стручков после цветения и критический репродуктивный этап, когда на одном из четырех верхних узлов главного стебля появляется стручок длиной не менее 5 мм), вероятно, не приносит желаемого результата и не окупается.
Ник Сейтер, энтомолог из Университета Иллинойса, только что завершил второй этап полевых испытаний с целью выяснить, насколько эффективны инсектициды в этой время в баковой смеси, пишет Том К. Доран, автор американского агропортала Аgrinews.
«По ряду причин соеводы часто применяют инсектициды превентивно в баковой смеси с фунгицидом, потому что это удобно. Однако за последние пару лет (а мы проводили это испытание уже 15 раз, и 13 раз получали полезные данные об урожайности), мы ни разу не фиксировали превышение экономического порога ни в одном из испытаний на сое в стадии R3. Ни в одном из этих испытаний мы не потеряли урожай сои из-за насекомых. Учитывая минимальную активность вредителей, неудивительно, что инсектициды не повысили урожайность», — сказал Сейтер на конференции, организованной Университетом Иллинойса.
Сейтеру был задан вопрос о том, что показали его исследования с точки зрения окупаемости инвестиций при применении инсектицидов в сочетании с фунгицидами в течение вегетационного периода.
«При использовании инсектицидов наша цель и задача — уничтожить насекомое. Мы обнаружили, что инсектициды часто используют просто потому, что обычные препараты довольно дешевые. Так что это не так уж дорого, и вы все равно обрабатываете поле фунгицидом. Если, например, взять сорняки, то мы на любом поле, в любой год, если ничего не предпринимать для борьбы с сорняками, вы потерпите неудачу. Они вас достанут. Нужно что-то делать с сорняками на ранней стадии, до того, как сомкнется растительный покров. С насекомыми дело обстоит иначе. Мы не наблюдаем снижения урожайности из-за насекомых на каждом поле в Иллинойсе. Там, где это происходит, показатель никогда не превышает 10% от общей площади, и 10% — это сильно завышенная оценка, особенно для сои», — сказал Сейтер.
Проблема с насекомыми заключается в том, что они активны в разное время года, и для достижения эффективного контроля над ними инсектицид эффективен в течение семи-десяти дней после применения.
«Поэтому, чтобы применять эти средства в качестве профилактики, лучше всего использовать что-то, что будет действовать в течение следующих семи-десяти дней, чтобы получить результат. Мы применяем инсектицид на стадии R3, что является типичным временем применения фунгицидов. Но в районе R3 мы практически никогда не видели ничего сколько-нибудь значимого, связанного с насекомыми. Например, на тех участках, где мы проводили опрыскивание на стадии R3, в восточно-центральной части Иллинойса постоянно поздно появляется фасолевый листоед (Cerotoma trifurcata). Знаете, какое воздействие оказывает инсектицид, нанесенный в стадии R3, на фасолевого листоеда? Никакое. В случае с инсектицидами важен каждый момент», — сказал Сейтер.
«В действительности, во многих случаях мы видим, что применили инсектицид, но не обнаружили заражения насекомыми. Отлично, значит, мы что-то сделали. Но на самом деле большинство полей сои в это время не заражены насекомыми, и это экономически невыгодно. Когда мы используем инсектицид в качестве профилактики, он может предотвратить что-то, но только если это произойдет в течение следующих семи дней, а на сое в стадии R3 обычно ничего такого не происходит», пояснил эксперт.
Применение инсектицидов не просто так не рекомендуется до оценки пороговых значений ущерба.
«Проверка посевов сои — сложная задача. Проверка любых других культур — сложная задача. Но когда мы проводим профилактическую обработку инсектицидом в баковой смеси в данном случае, мы как бы бросаем дротик в мишень. В большинстве случаев эта мишень пуста, и мы не попадаем ни во что, где есть насекомые. С болезнями, очевидно, всё иначе. Их можно предсказать по погодным условиям. С насекомыми такие погодные прогнозы не очень эффективны, в большинстве случаев. А вот с сорняками точно можно предсказать, исходя из того, что это голое поле, на котором вы посеяли семена. Так будет всегда. Это другая ситуация», — сказал Сейтер.
Источник: Аgrinews. Автор: Том К. Доран
На фото: жук-листоед питается рассадой сои. Фото Университета Иллинойса/Ник Сейтер.