сегодня в 16:27

Минсельхоз России готовит федеральные меры поддержки производителей органической продукции с 2026 года

ДЗЕН

Экспертная площадка «Расширение географии производства органической продукции: меры поддержки, точки роста, достижения».

Участники: Бибарсова Рената, Начальник управления развития малого агробизнеса Минсельхоза России.
Сергей Коршунов, Председатель правления Союза органического земледелия.  

Модератор – Вячеслав Федюнин, директор Фонда «Органика».

Сегодня органические производители могут пользоваться теми же мерами поддержки, что и другие сельхозпроизводители.

«Со следующего, 2026 года, Минсельхоз России вводит федеральные меры поддержки производителей органической продукции в рамках федерального проекта «Развитие малого агробизнеса». Фермеры и кооперативы, которые производят органическую продукцию, либо ее перерабатывают, будут получать господдержку в объеме на 10% больше. Мы будем расширять линейку господдержки в зависимости от востребованности среди самих органиков. У нас в поддержке органических производителей уже активно участвуют некоторые регионы и есть различные меры поддержки. Мы будем опираться и на этот опыт», - говорит Рената Бибарсова.

Сельское хозяйство во всех странах мира является субсидируемой или дотируемой деятельностью, подчеркивает Сергей Коршунов, Председатель Правления Союза органического земледелия.

«Меры поддержки органических производителей могут быть как федеральными, так и региональными. Поскольку в нашей стране много уникальных регионов. Спасибо Ренате Хамзаевне за долго ожидаемый путь навстречу федерального министерства. Мы видим, что в регионах, где есть поддержка органического производства, там органика развивается гораздо быстрее. Это Воронежская и Белгородская область, Республика Мордовия. Я надеюсь, что та поддержка, которую мы сейчас разрабатываем совместно с Минсельхозом России, будет способствовать росту и развитию органики», - делится Сергей Коршунов.

Всего на сегодняшний день Союзом органического земледелия собрано с профессионального сообщества 60 предложений по мерам поддержки органических производителей. Их обсудили в рамках дискуссии на Четвертом всероссийском съезде производителей органической продукции, затем продолжили обсуждение в рабочей группе. Готовится резолюция съезда с предлагаемыми мерами поддержки органиков, которая будет направлена в Минсельхоз России, ГД, Совет Федерации.  

Факторы роста органического производства в России

«Важнее ориентироваться не на расширение географии, а на расширение спроса на органическую продукцию у населения, на ее популяризацию и продвижение. На доведение до людей информации, что органика – это здоровый образ жизни и здоровье будущих поколений. Производство органической продукции – это еще и экспорт. Мы делаем все возможное, чтобы география поставок за рубеж расширялась», - говорит Рената Бибарсова.

Для того, чтобы предприниматель перешел в органическое производство, до него нужно донести экономическую модель бизнеса, считает представитель Минсельхоза России.

«Наша задача на ближайшую перспективу год-полтора проанализировать еще раз, с учетом изменений экономической конъюнктуры, внешнеполитической ситуации рынок органического производства в России, понять тренды и перспективы на внутреннем и внешнем рынке. Мы уже эту работу начали, в том числе совместно с Союзом органического земледелия. Тогда мы сможем предложить эффективную форму бизнеса предпринимателям, которые туда пойдут. И второй аспект. Малый бизнес сейчас тяжело развивается. И это ему делать тяжело в одиночку. На наш взгляд, нужно посмотреть в сторону кооперации. Пока мы не будем формировать партии для экспорта, общую переработку, приобретение общих ресурсов с хорошей скидкой, чтобы снизить себестоимость, развиваться органическим производителям будет сложно», - говорит Рената Бибарсова.

Для работы с торговыми сетями нужно объединяться

«Торговые сети будут работать с органическими производителями если мы предложим объем, стабильное качество, ритмичность поставок. Сети готовы работать через Агрегаторов», - говорит Рената Бибарсова.

«Мощное развитие продаж органической продукции в торговых сетях, на мой взгляд, произойдет, когда мы будем объединяться и предлагать нужное количество ассортимента. Табу на работу с органикой у торговых сетей нет. Потребность есть. Мы получаем больше запросов от торговых сетей, чем способны удовлетворить. Рынок органической продукции на сегодняшний день менее конкурентен, чем рынок фермерской продукции. Поэтому это интересное направление с точки зрения задела на будущее. Мы, органики, понятным образом отличаемся от обычной продукции, мы проходим дополнительную сертификацию, у нас есть своя идеология, философия. Фермерская продукция отличается гораздо менее понятно. А почему она отличается, потому что КФХ? И что? И тогда фермеры в условиях размытых отличий друг от друга все равно начинают конкурировать друг с другом по цене. У нас ситуация в этом плане перспективнее. По органическим крупам мы можем конкурировать с обычной продукцией, по фруктам, овощам, молочной продукции – нет, там себестоимость органики выше. То, что мы будем развиваться и есть перспектива – да, безусловно», - считает Сергей Коршунов. 
 

Сергей Коршунов: Мы прошли дно

Рынок органики поменялся. «Раньше в органику заходили, чтобы производить сырье для экспорта. Сегодня либо органики имеют собственную переработку, либо работают с переработчиками. За последнее время количество переработчиков органической продукции прибавилось. Самое дно мы прошли. Основной рынок для нас сегодня – это рынок готовой продукции. Причем на экспорт тоже. Нам нужно больше общаться уже не внутри сообщества, а с более широкой аудиторией. Съезд показал, что внутри сообщества общения достаточно», - говорит Сергей Коршунов.

Новый вызов времени: создание и развитие экономики впечатлений в органике.

Популяризация органики через агротуризм – это перспективная история, считает Рената Бибарсова. «Сейчас проекты по агротуризму реализует две органические фермы – «История в Богимово» в Калужской области и «Черный Хлеб» в Тульской области. Причем «Черный хлеб» популяризирует органическое производство еще и как перспективный вид бизнеса для фермеров», - рассказывает Рената Бибарсова.

«Органические фермы людям запоминаются. Они сильно отличаются в лучшую сторону. Раньше, когда дети были маленькими, мы много путешествовали с ними на машине. И органические и биодинамические фермы дети помнят до сих пор. То, что ты органик будет хорошим и понятным преимуществом в агротуризме», - заключает Сергей Коршунов. 

По материалам пресс-службы Союз органического земледелия.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ