2 декабря 2025 года в Москве прошла VII стратегическая сессия «Российский агроэкспорт 2025–2026». Федеральный центр «Агроэкспорт» проводит ежегодно это мероприятие для подведения предварительных итогов экспортной деятельности в текущем году и обсуждения планов на следующий год. Руководители бизнеса, отраслевых союзов и ассоциаций, государственных ведомств обозначили ключевые изменения на мировых аграрных рынках в 2025 году, развитие российских поставок на приоритетных направлениях, перспективные продукты, а также инструменты и возможности для увеличения присутствия российской продукции АПК на глобальном рынке в 2026 году.
Стратегическую сессию открыл заместитель министра сельского хозяйства России Максим Маркович, который отметил уверенный рост поставок продукции с высокой добавленной стоимостью на внешние рынки.
Согласно данным на 23 ноября, экспорт продукции пищевой и перерабатывающей промышленности увеличился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, мясной и молочной продукции – на 24%. Отгрузки масложировой продукции выросли на 3%, продукции из рыбы, и морепродуктов – на 17%.
Максим Маркович подчеркнул, что Минсельхоз России продолжает развивать систему поддержки агроэкспорта. Например, в этом году были расширены возможности для работы сельхозатташе – теперь они могут получить аккредитацию одновременно в нескольких странах, а также размещаться в ключевых центрах деловой активности, находящихся вне столиц государств.
«В ближайшем будущем перед нами стоят новые вызовы. Достижение экспортной цели в 55,2 млрд долларов к 2030 году требует трансформации структуры поставок, продолжения географической и продуктовой диверсификации, закрепления наших позиций на ключевых для российских компаний рынках. Сформированная система поддержки российских аграрных экспортеров позволяет быть уверенными в том, что эти задачи будут решены», – отметил Максим Маркович.
«Агроэкспорт» – системный координатор в области аграрного экспорта. Руководитель «Агроэкспорта» Илья Ильюшин предствил информацию о ключевых результатах деятельности центра в 2025 году и планах на 2026 год.
В 2025 году проведено три деловых миссии за рубежом, стартовал новый формат въездных мероприятий с участием иностранных закупщиков, расширена Библиотека экспортера, а также получили развитие новые направления – поддержка экспорта семян, вакцин, СЗР, удобрений.
При этом «Агроэкспорт» стал более бизнес-ориентирован и активно работает с отраслями и компаниями-экспортерами. За 2025 год обработано более 220 запросов и оказано содействие 190 компаниям-экспортерам.
«Одной из своих стратегических задач мы как проектный офис Федерального проекта «Экспорт продукции АПК» видим в системной координации работы государственных институтов поддержки, финансовых, логистических и других организаций, имеющих отношение к аграрному экспорту», – сказал Илья Ильюшин.
Представители бизнеса назвали ключевые тенденции экспорта в своих отраслях.
Исполнительный директор, член совета директоров ГК «ЭФКО» Сергей Иванов акцентировал внимание на потенциал рынка Африканского континента. «Через 20–30 лет Африка станет главным рынком продовольствия, это будут гигантские потоки сырья и продуктов питания. Мы туда можем и должны идти. Это касается не только поставок продовольствия – зерна, растительного масла или мяса, но и технологических разработок в области производства, переработки, хранения. Все технологии, которые дают возможность отвечать на местные вызовы, невероятно востребованы. И в биотехе, и ферментации, и генетике и селекции», – сказал Сергей Иванов.
Заместитель генерального директора по развитию ГК «Белевская пастильная мануфактура» Наталья Беляшова рассказала о позиционировании и продвижении российской готовой продукции на онлайн-площадках КНР. По ее словам, 2025 год стал для китайского сектора e-commerce периодом стабилизации и качественных изменений работы. Маркетплейсы ведут борьбу как за покупателей, так и за продавцов, что приводит к упрощению регистрации контрагентов на их площадках. Еще один тренд – усиление присутствия китайских электронных площадок в странах Юго-Восточной Азии: «Если ранее из китайских маркетплейсов только Tmall мог поставлять посылки cross-border, то сейчас это делают и Taobao, и Pinduoduo, и даже Wechat начинает подключаться. Мы видим, что уже 5–7% нашей продукции уходят из Китая в страны Юго-Восточной Азии».
EO Roust International Иван Алферов рассказал об особенностях и перспективах экспорта премиального алкоголя. Генеральный директор компании «Холдинг Аква» Святослав Вильк представил анализ глобальных перспектив для безалкогольной продукции.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти ГК «Русагро» Алексей Шкарупа предложил сосредоточиться на ключевых рынках, куда Россия может значительно увеличить экспорт уже сегодня. Самые интересные направления – Индия, Китай, Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ для поставок растительного масла; Марокко, Саудовская Аравия, Иран для экспорта шрота. По этим странам спикер предложил создать рабочие группы совместно с «Агроэкспортом», Минсельхозом и крупнейшими экспортерами с целью формирования дорожных карт по наращиванию продаж и замещению конкурирующих видов масложировой продукции. Основными векторами работы, по его мнению, должны стать дополнительное изучение рынков, разработка уникального торгового предложения, организация бизнес-миссий и встреч с крупными потенциальными потребителями.
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев озвучил перспективы текущего и следующего сезона, а также важность господдержки для увеличения сырьевой базы: «Именно от нее зависит тот объем масложировой продукции, который мы можем произвести и поставить за рубеж. Мы экспортируем больше двух третей произведенной продукции, поэтому экспорт – это наше все для развития отрасли».
Одним из драйверов аграрного экспорта в 2025 году является мясная продукция. В сегменте продукции свиноводства экспорт по итогам 2025 года может вырасти на 20–25% и приблизиться к 400 тыс. тонн на сумму 1 млрд долл., как заявил генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. В 2026 году, как считает союз, рост экспорта может составить до 15% к уровню 2025 года. В качестве потенциальных драйверов дальнейшего развития экспорта продукции свиноводства Юрий Ковалев указал на расширение перечня российских предприятий, аттестованных для поставок в Китай, а также открытие рынка Филиппин – одного из крупнейших импортеров в Юго-Восточной Азии.
Хорошие перспективы у экспортеров премиальной говядины, по словам руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина. «Конечно, в обозримой перспективе Россия не станет крупным поставщиком дешевой говядины для промпереработки. Но мы неплохо себя чувствуем в сегменте премиальной и суперпремиальной продукции, на которую всегда будет спрос», – сказал Сергей Юшин. Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия уже оценили качество российской премиальной говядины, и планируется расширение рынков.
Африка – ключевой макрорегион по росту населения, которое надо будет кормить, а в контексте поставок российского мяса птицы генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов предложил взять в пример Бразилию, крупнейшего экспортера этой продукции, который уже увеличил свою активность в Африке. Бразилия в этом году не только активно увеличивала присутствие на африканском рынке, расширяя поставки, но и заявляя проекты строительства перерабатывающих мощностей как по производству готовой продукции из собственного сырья, так и кормов. «Это важный пример для нас, которому, я считаю, мы должны последовать», – полагает эксперт.
Директор по экспорту компании «Логика молока» Андрей Бессолицын рассказал о потенциале экспорта российской молочной продукции в государства Центральной Азии и Кавказа, где помимо традиционных молочных продуктов растет спрос на современные позиции, такие как йогурты, творожки, функциональные продукты.
Учредитель ООО «Фуд Тим» Олеся Попова отметила, что Россия входит в число мировых лидеров по поставкам рыбы, однако в части отгрузок продукции переработки находится только в начале пути. Развитию этого направления во многом препятствуют защитные барьеры на зарубежных рынках, а также низкая осведомленность иностранных покупателей о возможностях отечественных производителей. Тем не менее «Фуд Тим» занимается экспортом в течение пяти лет, и в настоящее время продажи за рубеж составляют уже 11–13% оборота.
Санкции существенно изменили географию рыбного экспорта, сместив вектор с закрытого американского и существенно ограниченного европейского рынков в сторону новых направлений, напомнил президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Станислав Аксенов. На данный момент основа экспортного рынка – Китай. Однако помимо его развития, наряду с другими традиционными рынками Южной Кореи и Японии, экспортеры уделяют все больше внимания новым направлениям. Так, активно наращивает закупки Саудовская Аравия.
Кроме того, значительным потенциалом обладает рынок Африки. О развитии поставок рыбы на континент рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Заместитель руководителя Россотрудничества Кирилл Богомолов сказал, что в долгосрочной перспективе Африка станет ключевым игроком мирового продовольственного рынка, поэтому уже сегодня нужно создавать возможности и налаживать взаимодействие. В ноябре Россотрудничество совместно с Минсельхозом России и «Агроэкспортом» организовали Международную конференцию по обеспечению продовольственного суверенитета стран Африки, где обсуждали обсужден потенциал сотрудничества как в торговле сельскохозяйственной продукцией, так и партнерство в области селекции и семеноводства, технологий производства, подготовке кадров.
Модераторировал сессию советник руководителя «Агроэкспорта» Александр Якуба.
Компаниями-партнерами мероприятия выступили: Группа «Продо», ГК «Дамате», ООО «Кубань-Вино», Винный дом «Фанагория», ГК «Руст», Холдинг «Объединенные кондитеры», КФ «Волшебница», ГК «Белевская пастильная мануфактура», ГК «Агропромкомплектация», ГК «Абрау-Дюрсо», ГК «ЭкоНива».
Источник: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт».