24 июня в Чэнду (КНР) в ходе деловой миссии российских экспортеров прошла пленарная сессия на тему «Россия – Китай: взаимовыгодное сотрудничество в области торговли продукцией агропромышленного комплекса». Участники обсудили перспективы развития двустороннего сотрудничества, укрепление взаимодействия по важнейшим направлениям и новые возможности для роста.
Модератором выступила Алеся Ефремова, начальник управления развития внешнеторговых связей Федерального центра «Агроэкспорт».
Китай занимает позицию крупнейшего покупателя российской аграрной продукции, на долю которого в 2025 году придется 22% общего объема зарубежных поставок, как сообщил советник министра сельского хозяйства России Андрей Сухарев. С начала текущего года объем российских продаж товаров агропромышленного комплекса в Китай увеличился на 10%. По словам Андрея Сухарева, такая положительная динамика обусловлена конструктивным и дружеским подходом в взаимодействии двух стран, включая работу надзорных органов: “Нам удается решать возникающие вопросы и урегулировать имеющиеся проблемы. Так, за последние 6 лет было получено право поставок 23 видов российской аграрной продукции на китайский рынок, в том числе для мяса птицы, говядины, свинины, молочной продукции”.
В 2024 году Россия экспортировала в Китай сельскохозяйственные товары на сумму 6,4 миллиарда долларов, привел данные Илья Ильюшин, руководитель Федерального центра «Агроэкспорт». В структуре поставок преобладали рыба и морепродукты, растительные масла, зерновые, масличные культуры, мясо и готовая продукция. «Мы прогнозируем, что к концу 2025 года объем поставок в Китай превысит 7 миллиардов долларов», – отметил Илья Ильюшин. Кроме того, к 2030 году потенциал российского аграрного экспорта в Китай может достичь более 11 миллиардов долларов, что будет обусловлено увеличением поставок растительных масел и расширением ассортимента мясной, молочной и пищевой продукции.
Существуют значительные возможности для увеличения экспорта зерна, однако для их реализации необходимо открыть китайский рынок для российских озимых культур. Это отметил Эдуард Зернин, член правления Союза экспортеров и производителей зерна и председатель совета директоров агрокорпорации «БИО-ТОН». Он подчеркнул, что Россия занимает 20–25% в мировой торговле пшеницей и активно осваивает новые рынки, а также готова заменить страны, с которыми у Китая возникают торговые споры. “У нас есть продукция не менее высокого качества и по более конкурентоспособной цене”, – сказал Эдуард Зернин.
О перспективах других зерновых и зернобобовых культур, таких как горох, ячмень, гречиха и овес, рассказал вице-президент Китайской торговой палаты по импорту и экспорту пищевой продукции и местных продуктов животноводства, генеральный директор компании NanjingBonagro International Trading Дэвид Чэн.
Он отметил, что российские экспортеры успешно увеличивают объемы поставок, вытесняя конкурентов из других стран. В частности, в 2022 году китайский рынок открылся для поставок российского гороха, и с 2023 года экспорт превысил 2 миллиона тонн. За период с января по май 2025 года поставки увеличились на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается овса, то ранее Китай в основном импортировал его из Австралии, однако теперь половина рынка импортного овса занимает российская продукция, которая пользуется значительным спросом.
Масложировая продукция занимает весомую долю российского агроэкспорта в Китай, и с учетом прогнозируемого роста урожая масличных в России есть перспективы для расширения торговли в данном сегменте, как сказал директор по инвестициям ГК «Содружество» Павел Зарьков. По его словам, потенциал только компании «Содружество» составляет по рапсовому шроту – 3 млн тонн, рапсовому маслу – 2,5 млн тонн, соевому маслу – 1,5 млн тонн». Добавим, группа реализует в Амурской области проект по строительству маслоэкстракционного завода, который сможет дополнительно поставить китайским партнерам более 200 тыс. тонн растительных масел ежегодно.
Директор по международной торговле корпорации Forward East Group Дмитрий Курбатов рассказал, что в прошлом году российские производители отгрузили на китайский рынок 1,09 млн тонн рапсового масла, более 700 тыс. тонн подсолнечного, 132 тыс. тонн соевого и 6 тыс. тонн льняного. «Так как мы находимся в мировой столице рапсового масла – Чэнду, то остановим внимание на этом продукте. Российское рапсовое масло набирает популярность в Китае и сегодня занимает уже более 50% импортного рынка страны», – подчеркнул он. Среди перспективных категорий спикер выделил шрот, свекловичный жом, рыбную муку, а также ячменную кормовую муку.
Вопросы развития логистики обозначил руководитель департамента торговли и транспорта JiangsuProvincial Foreign Trade Corporation Хонг Вэй. По его словам, сегодня создаются новые цепочки поставок, среди которых – организация прямых железнодорожных маршрутов в Чэнду, где проходит деловая миссия.
О перспективах поставок российской мясопродукции на рынок КНР рассказал президент Китайской животноводческой ассоциации Цай Хуэйи и назвал самые востребованные позиции - высококачественная говядина, свинина, баранина. Также востребованы корма. В качестве направлений сотрудничества он предложил российским компаниям обмен данными в сфере генетики и селекции, инвестиции в российские производства, совместное развитие умных технологий и трансграничного логистического парка.
С отраслевой аналитикой выступили директор по развитию внешнеэкономической деятельности ТД «Черкизово» Наталья Бартновская, генеральный секретарь Китайской ассоциации молочной промышленности Лю Чао, директор ООО «Форс» (АО «ЭЙЧ ЭНД ЭН») Владимир Рапота, президент компании ShandongShindadong Лю Бэньчан, заместитель генерального директора АО «Волшебница» Ирина Астахова.
После пленарной сессии прошла рабочая встреча с представителями российских компаний, в которой участвовали советник министра сельского хозяйства России Андрей Сухарев, руководитель «Агроэкспорта» Илья Ильюшин, представители Минсельхоза в КНР Дмитрий Клишин и Евгений Миронов.
Деловая миссия российских экспортеров в Чэнду запланирована с 24 по 26 июня. В мероприятиях, организованных Федеральным центром «Агроэкспорт» и Минсельхозом России, с российской стороны принимают участие свыше 50 производителей АПК, с китайской – более 100 компаний, заинтересованных в закупках российского продовольствия.
Источник: ФГБУ Агроэкспорт.