Этот законопроект был внесен сенаторами Российской Федерации А.В. Яцкиным, А.В. Двойных, М.Г. Кавджарадзе, С.Г. Митиным, А.В. Наролиным, а также депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и М.Н. Прусаковой 3 апреля 2025 года.
Законопроект разработан с целью улучшения государственного управления в сфере безопасного использования пестицидов и агрохимикатов и для предотвращения незаконного обращения с фальсифицированными и контрафактными препаратами.
Законопроектом планируется уточнить основные понятия в Федеральном законе от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ввести требования связанные с ограничением оборота контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов, а также установить нормы для их выявления, изъятия и уничтожения.
Согласно информации ФГБУ «Россельхозцентр», доля контрафактной продукции на рынке составляет около 25%. Наиболее распространённым бывает контрафакт в малой расфасовке, которая предназначена для частных производителей сельскохозяйственной продукции и мелких фермеров; в этом сегменте до 70% препаратов может быть фальсифицировано.
Фальсифицированные препараты наносят серьезный ущерб сельскохозяйственным культурам, снижая их урожайность или полностью уничтожая урожай, включая не только текущий, но и последующие годы. Это также негативно сказывается на будущих культурах в севообороте, так как вредные химические вещества могут оставаться в почве на протяжении длительного времени. В результате наблюдается долговременное загрязнение почвы, а также поверхностных и подземных вод.
Опасен фальсификат СЗР и для людей. Остатки пестицидов могут обнаруживаться как в переработанных сельскохозяйственных продуктах, так и накапливаться в организме человека.
Согласно информации Россельхознадзора, в 2022 году было заблокировано поступление в Россию более 50 партий незарегистрированных пестицидов и нелегальной продукции общим весом свыше шести тонн. Часть изъятых товаров не была утилизирована из-за отсутствия необходимых полномочий и возвращена в страну отправителя.
Дополнительную сложность представляет то, что для уничтожения пестицидов необходимо соблюдение специальных условий безопасности, наличие квалифицированных специалистов и лабораторий для анализа их состава и определения подходящих методов обезвреживания.
Введение данного закона создаст правовую основу для борьбы с оборотом контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов, а также поспособствует безопасному их использованию на территории Российской Федерации.
Проект федерального закона № 883107-8 был одобрен Государственной Думой на первом чтении, и Комитет начал работу над подготовкой законопроекта ко второму чтению.
Источник: Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.
