🔹

Киноа — псевдозерновая культура из семейства амарантовых. Прародина её выращивания — высокогорные районы Анд, на территории современных Перу и Боливии. Несколько тысячелетий назад инки сделали квиноа основной культурой рациона, оценив питательность и устойчивость к суровым условиям. Семена обладают множеством полезных свойств и содержат все девять незаменимых аминокислот, включая лизин и метионин.

Адаптация культуры в России началась в 2009 году агрономом и селекционером Дмитрием Дмитриевым, который основал в Краснодарском крае ООО «Научно-производственное объединение Квиноа Центр». Далее он установил сотрудничество с доктором наук и профессором Национального университета Пьюра (Перу) Роберто Мендосой и аспирантом РУДН Валерием Мендоса Кадийо. В рамках совместной работы с перуанскими партнерами и с участием российских специалистов были выведены три сорта — «Баруша», «Кади» и «Сева», которые в 2017 году были включены в Государственный реестр селекционных достижений Минсельхоза России.

«Главная и неоспоримая уникальность наших сортов квиноа состоит в том, что на данный момент это самая северная в мире селекция данной культуры, допущенная к использованию. Если традиционные мировые центры выращивания квиноа находятся в высокогорных районах Анд (Перу, Боливия) или даже в Индии, то наши сорта адаптированы к совершенно иным условиям», — рассказали в пресс-службе «Квиноа Центр».

Квиноа демонстрирует хорошую адаптацию и высокий уровень урожайности, однако длительная жара свыше 35 °С негативно влияет на формирование семян. По этой причине особенно важной становится оптимизация сроков посева и подбор зон выращивания.

Глобальный рынок киноа и экспортный потенциал Российской Федерации

Перу и Индия продолжают удерживать лидирующие позиции в мировом выпуске киноа. В условиях растущего интереса активно развиваются экспортные маршруты: ключевые покупатели — США, Канада и страны Европейского союза. Дополнительный рост спроса наблюдается в Китае, странах СНГ и на Ближнем Востоке.

Российское производство киноа и экспорт этого продукта находятся в стадии становления. На внутреннем рынке интерес к культуре постепенно возрастает, особенно в Центральном и Южном федеральных округах. 

Первые экспортные поставки под брендом «Квиноа Центр» выполнены в Беларусь и Казахстан. 

По данным «Агроэкспорта», за девять месяцев 2025 года из России было отгружено более 115 тонн киноа на общую сумму около 465 тысяч долларов США. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 36% больше по объему и на 40% — по стоимости.

«В отличие от мировых поставщиков, которые увеличивают урожайность и снижают себестоимость за счет использования интенсивных технологий и множества пестицидов, у нас делается ставка на безопасность. Необходимо сделать так, чтобы требования по безопасности, которые предъявляются к российским сельхозпроизводителям, применялись и для импортной киноа, — подчеркнули в пресс-службе «Квиноа Центр».— Это позволит продемонстрировать, что отечественная продукция является не только высококачественной, экологически безопасной, но и конкурентоспособной».

Как отметили в компании, в условиях растущей популярности суперфудов открываются широкие возможности для развития квиноа-производства в России. Компания видит перспективы не только в том, чтобы заменить импорт на внутреннем рынке, но и в поставках на мировой рынок продуктов премиум-класса. 

Таким образом, нишевый продукт может стать точкой роста. Если экспорт вы рассматриваете как стратегическое направление, можете обратиться в ФГБУ «Агроэкспорт»: специалисты проведут аналитику, определят целевые рынки и помогут наладить контакты с зарубежными партнёрами.

Источник: ФГБУ «Агроэкспорт».

Оригинал статьи на AgroXXI.ru