Или простое подражание?

 

 

Способность перенять что-то у другого — выучить песню, овладеть рабочим инструментом, усвоить местные обычаи — очень важная часть жизни многих животных, в том числе людей.

В основе культуры (если хотите, можете назвать это традицией) лежат те формы поведения, которые свойственны всем представителям какой-либо группы и тем самым отличают их от членов другого коллектива. Усвоение этих форм поведения называется социальным обучением.

Биологи проследили процесс формирования поведенческих особенностей у обезьян-верветок (Chlorocebus aethiops)и горбатых китов (Megaptera novaeangliae) — оба вида оказались способны формировать собственные культурные традиции. Две работы независимых групп ученых опубликованы в одном номере журнале Science, их краткое содержание пересказывает ScienceNow.

Первая группа ученых использовала для изучения поведения южноафриканских верветок окрашенную кукурузу. Авторы приучили две группы обезьян употреблять только одну из разновидностей: голубую — в одном, и красную — в другом случае. После того, как у обезьян сформировалось предпочтение, ученые наблюдали за поведением новых членов группы — новорожденных верветок и мигрирующих самцов.

Оказалось, что сформированные в группе предпочтения очень заразительны — их перенимают все малыши и почти все самцы. Последние, даже если ранее употребляли кукурузу другого цвета, изменяют свои предпочтения в соответствии с тем, что принято есть в данной группе. Интересно, что не обращали внимания на местные традиции те самцы, которые сразу же приобретали высокое место в социальной иерархии.

По словам ученых, это говорит о том, что социальное обучение, то есть обучение группы, часто может быть важнее, чем собственный опыт животного.

Вторая группа биологов, которая занималась горбатыми китами из залива Мэн в Северной Америке, установила, что влияние такого социального обучения зависит от того, насколько долго присутствует животное в группе. Ученые исследовали распространение особенностей поведения китов во время охоты и установили, что в 87% случаев животные научаются новым приемам от своих сородичей в группе.

Это поведение (лобтейлинг — lobtailing, англ.) — когда кит высовывает хвостовой плавник и сильно бьет по поверхности воды — было впервые замечено у одного из китов залива Мэн в 1980 году. С тех пор 278 особей из примерно 700, часто появляющихся в районе подводного плато Стеллваген-Банк, переняли эту стратегию, сообщают Люк Ренделл из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) и его коллеги.

Удивительно здесь не только то, что киты могут обмениваться информацией, но и что они приобрели новую форму поведения социальным путем, а не путем, к примеру, генетической предрасположенности. Киты, которые «общались» с приверженцами нового обычая, перенимали его чаще.

Лобтейлинг — разновидность стратегии, которую можно назвать «пузырьковой сетью» (bubble-net feeding). Она применяется горбатыми китами всего мира: животное словно обвивает пузырьками воздуха добычу, сбивая ее в плотную массу, после чего проходит сквозь стаю с широко раскрытым ртом (см.видео ниже).

При лобтейлинге кит от одного до четырех раз бьет по воде хвостом, прежде чем нырнуть и сплести эту сеть. По мнению г-на Ренделла, это не дает жертве — рыбе из семейства песчанковых — выпрыгнуть из воды и избежать ужасной участи..

Происхождение этой стратегии исследователи связывают с оскудением запасов сельди и бумом песчанковых — случаи наблюдения лобтейлинга совпадают с пиками популяций последних.

По словам авторов, это позволяет говорить о наличии среди китов разных культур. «Мы уже знаем о том, что песни горбатых китов передаются как особенность группы. В данном случае мы имеем популяцию животных с двумя независимо эволюционирующими культурными традициями — с культурой».

Социальное обучение известно биологам очень давно, однако пределы сложности, которого оно способно достигать, пока не ясны. Одним из классических изученных примеров социального обучения является традиция макак мыть овощи перед употреблением в пищу.

Можно ли назвать это примерами культуры? Беннет Галеф из Университета Макмастера (Канада) считает, что нет: просто видеть, как действуют другие, и подражать им — это еще не социальное обучение. Увы, китов в лабораторию не затащишь, чтобы проверить, как и почему они перенимают новую форму поведения.

 

По материалам: lenta.ru, science.compulenta.ru