Трудная задача по защите растений в эпоху глобализации

15 апреля 2013 в 07:17

Секретариат Международной конвенции по карантину и защите растений завершает ежегодное заседание — пересмотрены два фитосанитарных стандарта

 

 

Сегодня вы легко можете съесть продукты, привезенные из другого полушария. Ежегодный оборот мировой торговли сельскохозяйственной продукцией составляет 1,1 трлн долл., при этом доля продовольственных товаров составляет 82%.

А если фрукты и растения могут свободно перемещаться, то это могут делать и менее привлекательные элементы. Яйца плодовой мушки, спрятанные в кожуре апельсинов, практически не видны. Жуки пролезают в деревянные транспортные поддоны и остаются незамеченными. Грибные споры пролезают в щели между металлическими контейнерами и перемещаются на гораздо более дальние расстояния, чем при помощи ветра.

Если не предпринимать никаких мер в пункте назначения, последствия могут быть плачевными: ежегодно объем урожаев снижается на 20—40% вследствие болезней растений и воздействия вредных насекомых, сообщает Секретариат Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР), находящийся в ФАО. Несмотря на отсутствие точных данных, можно с уверенностью утверждать, что огромное число вредных насекомых перемещается в процессе международной торговли. Под угрозой находится не только производство продовольствия. Мировые леса, от которых зависят системы обеспечения 1,6 миллиардов человек, также сильно страдают от этой проблемы.

Помимо более известных «обычных подозреваемых», таких как средиземноморские плодовые мушки или ржавчина пшеницы, реальные полчища насекомых наносят ущерб урожаям и разрушают системы жизнеобеспечения фермеров во всем мире: жук-бурильщик вредит баклажанам, бактериоз поражает маниоку. Среди других проблем картофельная нематода, европейская гроздевая листовертка и гигантские пожирающие рис улитки вида Pomacea. Этот список длинный и разнообразный.

Помимо разрушающего воздействия на сельскохозяйственные культуры, распространение вредных насекомых имеет и иные последствия.

Борьба с нашествиями вредных насекомых стоит правительствам, фермерам и потребителям миллионы долларов ежегодно. Как только насекомые начинают распространяться на новые территории, избавление от них становится подчас невозможным, и контроль над ними обходится в значительную сумму и отражается на стоимости производимого продукта. По этой причине была принята МККЗР.

 

Стандарты являются ключевым инструментом

Когда объемы торговли сельскохозяйственными товарами начали набирать обороты, в 1952 году международное сообщество решило разработать механизм сотрудничества для предотвращения распространения болезней растений и вредных насекомых на новые территории в процессе международной торговли.

МККЗР работает как центр обмена информацией между странами по вопросам распространения вредных насекомых, принятия активных мер контроля, фитосанитарных норм, поддерживает усилия стран по защите растительных ресурсов и ведению безопасной торговли. Другие основные функции МККЗР включают установление правил и процедур урегулирования торговых споров.

 

Стандарты по фитосанитарным нормам

Основной функцией МККЗР является разработка международных научно обоснованных стандартов, регламентирующих способы хранения и перевозки растений и продуктов растительного происхождения в процессе международной торговли, которые называются Международными стандартами по фитосанитарным нормам или МСФН.

К настоящему моменту разработано пятьдесят стандартов по фитосанитарным нормам, охватывающих такие вопросы, как способы хранения и отправки на экспорт продуктов растительного происхождения или древесных упаковочных материалов, процедуры и методологии, используемые аграрными инспекторами, процедуры проведения анализа рисков и необходимые требования для получения фитосанитарных сертификатов. В разработке находятся еще 90 тем.

«Мы живем сейчас в глобализованном и невероятно взаимозависимом мире, где очень легко передаются заболевания растений и вредные насекомые из одной страны в другую. Предотвращение или минимизация рисков является экономически гораздо более эффективным, чем уничтожать последствия уже начавшихся эпидемий», — сказал Крейг Федчок, координатор Секретариата МККЗР.

«Таким образом мы сможем защитить фермеров от экономического разорения, от нашествия вредных насекомых и вспышек заболеваний, избавить промышленный сектор и потребителей от дополнительных затрат на контроль и уничтожение, не допустить потерю биоразнообразия, а также поддерживать эффективное функционирование экосистем», — добавил Федчок.

 

Пересмотр двух стандартов: в центре внимания морские контейнеры

На этой неделе управляющий орган МККЗР, Комитет по фитосанитарным мерам (КФМ), одобрил два пересмотренных стандарта во время ежегодного заседания, которое прошло с 8 по 11 апреля 2013 года.

Первое изменение касалось существующего стандарта МСФН 11 «Анализ риска появления вредных насекомых и живых модифицированных организмов», в который были добавлены детальные инструкции по методам проведения анализа рисков на предмет выявления, является ли импортируемое растение вредителем по отношению к культивируемым и дикорастущим видам, должен ли их ввоз регулироваться и как определить фитосанитарные меры, приводящие к снижению риска до допустимого уровня.

Помимо этого был пересмотр стандарт МСФН 15 «Контроль над древесными упаковочными материалами в международной торговле» и дополнен более детальным руководством по обращению с древесными упаковочными материалами.

Комитет по фитосанитарным мерам пришел к выводу о необходимости продолжать разрабатывать новый МСФН, нацеленный на снижение распространения вредных насекомых и заболеваний посредством морских контейнеров. На морские контейнеры приходится 90% от объема перевозимых товаров в мире, и в любой момент времени в мире перевозится по морю 5 миллионов контейнеров.

Члены Комитета по фитосанитарным мерам также обсудили возможности улучшения наблюдения и контроля за вредными насекомыми в контексте международной торговли зерном.

 

Справочно. Международная конвенция по карантину и защите растений (МККЗР) представляет собой международное соглашение по защите растений 1952 г., целью которого является защита как культивируемых, так и дикорастущих растений за счет предотвращения интродукции и распространения вредных организмов. Конвенцию подписали 178 сторон. Государства, желающие стать договаривающейся стороной МККЗР, должны сдать депозитарию, которым является Генеральный директор ФАО, документ о присоединении к Конвенции. Комиссия по фитосанитарным мерам (КФМ) является руководящим органом МККЗР. Бюро КФМ — это исполнительный орган КФМ, состоящий из семи членов, который представляет МККЗР и КФМ рекомендации по стратегическому курсу, сотрудничеству, финансовым и оперативным вопросам. Секретариат МККЗР отвечает за координацию основных направлений деятельности в рамках программы работы МККЗР. Деятельность секретариата МККЗР обеспечивается Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО). Региональные организации по карантину и защите растений (РОКЗР) – это межправительственные организации, имеющие функцию координирующих органов для национальных организаций по карантину и защите растений (НОКЗР) на региональном уровне. Существует десять РОКЗР (по состоянию на 30 ноября 2009 г.). Не все стороны МККЗР являются членами РОКЗР и, наоборот, не все члены РОКЗР подписали МККЗР. Некоторые стороны являются членами нескольких РОКЗР. МККЗР поддерживает связи с соответствующими международными организациями, которые оказывают содействие в области наращивания потенциала на национальном и региональном уровнях. Они также участвуют в некоторых совещаниях в качестве наблюдателей.

 

Источник: FAO

 
Опубликовано: Теги: фао, сельское хозяйство, международная конвенция по карантину и защите растений, карантин растений, защита растений, вредители, болезни

В ленту раздела Факты, мнения, комментарии | Обсудить тему на форуме

ООО «Издательство Агрорус»
+7 (499) 500-10-84
119590, город Москва, ул. Минская, 1Г, корп. 1, офис 19
ООО «Издательство Агрорус»

Популярное



Комментарии (0)