Развитие сельского хозяйства в зарубежных странах осуществляется при реализации мер государственной поддержки в виде кратко- и долгосрочных программ, страхования рисков

 

Сельское хозяйство страны является важной отраслью экономики, обеспечивая населения продовольствием и, соответственно, влияющей на стабильное социально-экономическое развитие общества в целом. Особенность сельского хозяйства заключается еще и в том, что оно является источником сырья для других отраслей. Высокий уровень переработки и наличия сельскохозяйственного производства обеспечивает стране продовольственную безопасность.

Развитие сельского хозяйства зависит от множества факторов. Климатические условия играют первостепенную роль и определяют направленность сельскохозяйственного производства страны. Кроме того, на выпуск сельскохозяйственной продукции не может повлиять спрос, так как этому препятствуют ограниченность пастбищных и плодородных угодий, погодные условия, необходимость длительного времени на размножение скота и отдельных растительных культур, развитость инфраструктуры отрасли и т. д.
С учетом больших рисков в сельском хозяйстве и в зависимости от возможностей того или иного региона формируется аграрная политика государства. Аграрная политика государства является составной частью экономической политики страны.
Одними из мировых лидеров по производству сельскохозяйственной продукции являются Канада, Австралия и США.

Канада — пятая по объему экспорта сельскохозяйственной продукции страна в мире. Страна экспортирует говядину, свинину, злаки (в основном пшеница и ячмень), масличные культуры, обработанные продукты, свежие овощи и фрукты.
Несмотря на то, что в Канаде к сельскохозяйственным работам пригодны только 7% территории, количество предприятий и ферм превышает отметку в два миллиона. Сельское хозяйство Канады получает значительную государственную поддержку в пределах 6–8 млрд. долл. (однако меньше, чем в странах ЕС). Низкие показатели объясняются уникальной канадской системой государственной монополии на закупку молока, сыра, яиц и птицы под названием «управление поставками».

Специально созданные государственные компании регулируют предложение этих товаров на рынке, контролируя внутреннее производство и ограничивая импорт с помощью высоких пошлин, которые могут достигать 200%. Такая система, с одной стороны, позволяет Канаде избежать прямого субсидирования сектора, а с другой — вредит потребителям, ведь из-за государственного регулирования, цены на конечный продукт в Канаде от 30 до 300% выше, чем в других странах. Таким образом, покупатели из собственного кармана высокими ценами поддерживают национального производителя.

Различные программы и услуги канадским фермерам и предприятиям дают возможность производить самые лучшие продукты питания и сельскохозяйственную продукцию (AgriStability; AgriInvest; Программа снижения риска отравления пестицидами).
Также в Канаде реализуется «Growing Forward 2», которое представляет собой соглашение между федеральным правительством, правительствами провинций и территорий, которые было принято 1 апреля 2013 г. Она является основой для правительств в сотрудничестве в сельскохозяйственной политике, программах и услугах в течение следующих пяти лет. В рамках «Growing Forward 2» (GF2) выделяется $ 1 млрд., направленных на создание рыночного экономического роста в сельскохозяйственном секторе (AgriInnovation, AgriCompetitiveness, AgriMarketing).
Существует также программа Построим будущее 2 (СА2), включающая в себя ряд программ (GRE) с целью помочь фермерам в управлении рисками, связанными с нестабильностью цен и производственными потерями.

Кроме того, в стране действует с десяток провинциальных и федеральных программ поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, среди которых: краткосрочные кредиты до 400 тыс. долл. под низкий процент с частичным покрытием процентов; государственные кредитные гарантии на покупку земли агроназначения; добровольный механизм гарантированных цен закупки; льготное страхование урожая от природных катаклизмов и погодных условий; финансовая поддержка продвижения продукции за рубежом (до 50 тыс. долл. на одно предприятие в год); экстренная финансовая поддержка во время чрезвычайных ситуаций; субсидирование транспортировки зерна через порт на севере страны (9.20 долл./тон).

Сельское хозяйство в США имело ключевую роль еще с момента основания страны. Государственное регулирование аграрной сферы США всегда охватывало широчайший спектр направлений и функций — от поддержки потребления американского продовольствия внутри страны и за рубежом до развития электрификации в сельской местности.

Общая поддержка сельского хозяйства составляет 0,5% от ВВП США в 2013-15гг. Поддержка общих услуг, предоставляемых сельскому хозяйству (GSSE) представляет собой 11% от общей поддержки (TSE) в 2013—2015 гг.
Поддержка производителей как процент от валовых поступлений сельскохозяйственных доходов составляет около половины уровня среднего ОЭСР. В 2014 году привычная прямая бюджетная помощь была заменена на законодательном уровне другим инструментом — страхованием рисков.
Доля платежей, основанных на товарной продукции и платежей на основе использования входного в оценке поддержки производителей (PSE) остается высоким на уровне 49% от PSE (средний показатель ОЭСР на уровне 60%). Тем не менее, 38% платежей, основанных на использовании ввода в Соединенных Штатах также при условии соблюдения добровольных экологических ограничений. Платежи, требующие производства составляют 20% от PSE. Эти платежи в основном связаны со страхованием и основаны на разнице между наблюдаемым производством, урожайностью или доходом. Около половины от общей поддержки состоит из поддержки потребителей от налогоплательщиков через Программу дополнительной продовольственной помощи (SNAP).

В соответствии с базовыми Законами США о поддержке сельского хозяйства 1996, 2002 и 2008 гг. основными инструментами государственного регулирования и поддержки аграрного сектора являются прямые и противоцикличные платежи (direct and counter-cyclical payments, или CCP), а также меры по поддержке цен на основные продукты растениеводства, осуществляемые через залоговые кредиты (marketing или non-recourse loans), предоставляемые под залог сельскохозяйственной продукции Товарной Кредитной Корпорацией (Commodity Credit Corporation) при Министерстве сельского хозяйства США.

Австралия является аграрной страной с потенциальными возможностями. В Австралии около 60% производимой сельскохозяйственной продукции экспортируется, в том числе 75% зерна, 97% шерсти, 30–40% говядины и баранины, 80% сахара.
Отличительными особенностями сельского хозяйства страны являются использование огромных массивов земель в расчете на одного занятого, возможность круглогодичного внестойлового содержания скота на подножном корму.
Важной отраслью является производство шерсти. Около 90% австралийской шерсти экспортируется, большая часть — в сыром виде.

Средняя урожайность пшеницы в Австралии составляет всего 13–14 ц/га, причем с начала 60-х годов она практически не увеличилась. Для сравнения отметим, что в США она в среднем равна 25, в Канаде — 19, а в некоторых европейских странах, например в Великобритании 60–65 ц/га.
В Австралии вопросами развития сельского хозяйства занимаются отдельные управления. В 1970 году была создана правительственная Австралийская корпорация по шерсти, которая в случае падения цены на шерсть ниже определенного уровня скупает продукцию фермеров по гарантированной, так называемой резервной, цене. После Второй Мировой войны было создано Австралийское управление по пшенице. Управление имеет свои зернохранилища, зерновые терминалы в портах. Оно покупает у фермеров пшеницу по гарантированной цене и далее самостоятельно осуществляет ее сбыт на внешнем рынке. Накопления, образующиеся в годы высокой конъюнктуры, идут на покрытие убытков, возникающих при падении цены на мировом рынке по сравнению с гарантированной.

Основная проблема австралийских фермеров это диспаритет цен. Резкое подорожание всех ресурсов производства (на 150% за 10 лет), при том, что закупочные цены на конечную продукцию держатся на одном уровне.

Таким образом, развитие сельского хозяйства в зарубежных странах осуществляется при реализации мер государственной поддержки в виде кратко- и долгосрочных программ, страхования рисков.

http://www.zakon.kz