Их описание и интерпретация в народной метеорологии

Предсказание погоды относится к числу проблем представляющих для человечества постоянный интерес. Совершенствование технологий и уточ­нение представлений о мире не сопровождается снижением интереса к проблеме предсказания погоды, что определяется, прежде всего, объек­тивно существующей сложностью прогнозирования метеорологических явле­ний. Сложность проблемы предопределила внимание специалистов к опыту предсказания погоды в традиционной культуре народов мира.

В традиционной культуре каждого народа присутствует обширный массив представлений (примет) связанных с погодой, ее предсказанием. Оп­ределяя, в определенной мере, успех хозяйственной деятельности, эти представления занимали весьма значительное место в культуре каждого народа.

Культурное своеобразие, специфика видения мира наблюдателями доиндустриального общества, определили своеобразие всего массива их наблюдений за погодой, примет "на погоду" и "на урожай". Анализ метеоро­логических примет свидетельствует, что целью большей части предсказа­ния является не прогноз погоды, а прогноз того как повлияет на хозяйс­твенную деятельность определенный тип погоды. Например, "Если в день Евдокии (1 = 14 марта) метель, то скот придется кормить (в хлеву) лишние две недели (т.е. ожидается позднее весеннее потепление).

Традиционная метеорология каждого народа отличается обилием и многообразием примет, рекомендаций. Повсеместно многочисленны приметы предсказывающие дождь. Одно лишь их перечисление позволяет составить представление о характере наблюдений за предвестниками погоды в народной метеорологии.

Удмуртские знатоки погоды традиционно уделяли особое внимание явлениям отражающим изменение влажности: "Днем становится очень жарко-вечером будет дождь", "Если летний день душный, безветреный, тяжело дышать, в ближайшие дни будет дождь", "Очень душно - к дождю", "В летний погожий день далеко слышно - дождь будет", "Камни в фундаменте дома запотевают перед дождем". Следили также за росой (Утром выпала роса -дождя не будет), туманом (Туман стелется по земле - к хорошей погоде; поднимается вверх - к дождю) и веществами обладающими гигроскопически­ми свойствами (перед дождем или бураном вещи из сыромятной кожи становятся мягкими).

Многие приметы основываются на наблюдениях за состоянием живой природы. Например, следили за птицами ("Ласточки низко летают - к дож­дю"; "Перед дождем воробьи забиваются под стреху"; "Журавль кричит перед дождем"; "Если утром не слышно пения жаворонка, будет ненастная погода или пойдет дождь"; "Если канюк закричал, то обязательно будет дождь"), рыбами ("Рыбы над водой прыгают, мошек ловят - будет дождь", "Рыба хорошо клюет - к дождю, клева нет - к ветреной погоде"), земноводными и пресмыкающимися ("Жабы выходят на дорогу перед дождем", "Лягушки с криком прыгают по берегу - к дождю", "Ящериц можно увидеть перед дождем"), насекомыми ( "Муравьи закрывают ходы муравейника перед дождем", "Муравьи копошатся в муравейнике быстрее чем обычно - будет дождь", "Комары и мошкара низко летают, толкутся - к дождю", "Если летом в жаркую погоду мухи начинают кусаться, будет дождь", "Мошкара липнет к лицу - будет дождь") т.е. фауной хорошо известной человеку Камского региона.

Не менее тщательно отмечали изменения в поведении домашних живот­ных: "Скот мало пьет, много спит - к дождю", "Перед дождем быки начи­нают принюхиваться". Присматривались к поведению лошадей: "Лошадь в конюшне покрывается мелкой дрожью - скоро будет дождь", "Лошадь трясет и мотает головой - к дождю", "Летом лошадь сильно бьет копытом о землю- к дождю", птиц ("Утки и гуси перебирают клювом перья - к дождю", "Курица с цыплятами заходит в избу - будет дождь", " Если куры летом, не дожидаясь вечера, взбираются на насест - будет сильный дождь", "Куры купаются в пыли - будет дождь", "Если гуси и утки машут крыльями, словно на воде, и бегают по двору - будет дождь"), собак "Собака по земле катается - к дождю", а также пчел "Утром пчелы не вылетают из улья, сильно жужжат - ждут дождь", "Перед дождем пчелы не улетают за взяткой далеко от улья, перед ясной погодой же улетают роем очень да­леко", "Пчелы возвращаются вскоре после вылета - будет дождь". Особо прислушивались к собственным ощущениям, зная по опыту, что "Человек чувствует слабость перед дождем", "Перед дождем начинают ныть суставы рук и ног", "Перед дождем в ухе чешется", "Перед дождем все тело ломит").

Большая часть примет "на дождь" отражает, фактически, изменение лишь одного параметра среды - влажности воздуха. Повышение влажности воздуха объективно может предшествовать выпадению осадков, но не гарантирует их . Между тем, фрагментарность сведений о среде компенсировалась в традиционной метеорологии расширением круга наблюдаемых явлений.

Стремясь повысить эффективность предсказаний, обращали внимание на время суток "Утренний гость - утренний дождь - долго не гостит", место "Ветер с юга - к дождю", поведение животных "Кошка умывается-бу­дет хорошая погода", насекомых "Если божья коровка с руки взлетит вы­соко- погода будет хорошей; если полетит низко, будет дождь", "Если божья коровка, положенная на руку, взлетит быстро, будет хорошая погода; если не взлетит, будет дождь"; и сновидения "Если приснится сон с покойником, то будет дождь".

Рост числа наблюдений, в условиях специфики видения мира наблюда­телем традиционного доиндустриального общества, привел к появлению в массиве предсказаний погоды примет случайных: "Кошка умывает мордочку правой лапкой - погода будет ясной, если левой - пойдет дождь". Соче­тание рационального и иррационального моментов в наблюдениях за окру­жающим миром, ставших основой примет "на дождь", - характерно для все­го массива краткосрочных метеорологических примет многих народов.

Народная метеорология - весьма сложный массив из эмпирических наблюдений и интерпретации увиденного (отмеченного) в контексте образа жизни наблюдателя и его системы представлений о мире.

Критический анализ народных примет русских крестьян Центральной России, проведенный в ХХ-м веке показал, что многие приметы позитивно отражают состояние среды и могут служить практике прогнозирования по­годы. Это относится не только к приметам предсказывающим изменение по­годы в ближайшее время, но и к предсказаниям долгосрочного характера. Так, статистический анализ подтвердил позитивную ценность русских на­родных примет: "На Самсона (10 июля) дождь - семь недель дождь", а также "Северный ветер на Покров (14 октября) - предвещает холодную суровую зиму".

Преобладание устной формы фиксации материала наблюдений, а также своеобразие видения мира наблюдателями доиндустриального общества, предопределили своеобразие форм закрепления выявленных фактов и зави­симостей, подмеченных в природе. Например, половодье, характерное для Волжского региона, описывалось в традиционной метеорологии удмуртов как "свадьба вумуртов" (свадебный поезд едет по речкам, разрушая запруды и плотины).

Своеобразие видения мира, как и специфика форм освоения мира, характерные для доиндустриального общества, предопределили оригинальность всего массива народного опыта освоения мира и, в частоности, примет и представлений связанных с предсказанием погоды. Интерес к этому этнографическому материалу исследователей, занимающихся науками о Земле, человеке и обществе свидетельствует о перспективности междисциплинарного изучения этого оригинального этнографического материала.

В.В. Руднев