Рынок ежевики увеличивается, но по сравнению с другими ягодами все еще остается маленькой нишей.

Как считает Лоуи Клессен, представитель фирмы «Дрисколл», будущее ягодного рынка за ежевикой, сообщают специалисты EastFruit со ссылкой на FreshPlaza. Однако, до того, как его прогноз сбудется, необходимо предпринять ряд шагов в деле селекции и поставки ягод на рынок. Рынок ежевики увеличивается, но по сравнению с другими ягодами все еще остается маленькой нишей. Фирма «Дрисколл» инвестирует в выведение и выращивание новых сортов ежевики и работает над хорошими сортами и стабильными поставками продукции в течение всего года. Л.Клессен подчеркивает, что самым главным на рынке ежевики является вкус ягод. Важно, чтобы, однажды попробовав, потребитель покупал их еще и еще. Вкусная ежевика обладает большим рыночным потенциалом.

В последние 20 лет в основном выращивался сорт Лох-Несс. У ягод этого сорта хороший вкус только в том случае, если их сорвали спелыми, но в таком случае они должны очень быстро попасть к потребителю. Короткий срок реализации ограничивает объемы продаж. У каждого сорта ежевики есть своя оптимальная степень зрелости, когда ягоды должны быть убраны.

Новый сорт фирмы «Дрисколл» – "Виктория" (Victoria™) обладает высокими вкусовыми качествами и сроком реализации не менее 6-8 дней, что позволяет транспортировать ягоды на более дальние расстояния. Это видно по географии продаж. Нидерланды, Бельгия и Германия находятся сравнительно недалеко, и большие объемы продукции можно продать в этих странах. Северные регионы Скандинавии находятся на большем удалении, поэтому этот рынок менее досягаем. Это следует иметь в виду, разрабатывая и совершенствуя методы выращивания, а в некоторых случаях приходится налаживать производство ягод ближе к рынку сбыта.

В настоящее время фирма выращивает ежевику в теплицах и пленочных туннелях в Нидерландах и Бельгии. Кроме того, у этой фирмы налажено выращивание ягод в южной Европе и Марокко. Вся ежевика фирмы «Дрисколл» выращивается под укрытиями. В зимний период часть урожая выращивают даже в Мексике. Ежевику трудно выращивать зимой, поэтому фирма «Дрисколл» ищет альтернативные методы. Одним из них может быть выращивание в теплицах с искусственным освещением, но возможно и выращивание ежевики из рассады фриго в Марокко, Испании или Португалии.

       Благодаря использованию воздушного транспорта, выращивание ежевики зимой в Марокко вполне интересно. Строго говоря, не так уж важно, откуда именно летит самолет. Ежевика из Мексики попадает на склад в Европе в течение 24 часов после уборки. С другой стороны, автотранспорт из Марокко требует нескольких дней пути. Но в обоих случаях важен вкус и качество ягод на прилавке магазина.

По словам Л.Клессена, наблюдаются две тенденции в производстве ежевики. Во-первых, развивается ее производство в регионах, где доступна недорогая рабочая сила. Во-вторых, надежность производства в количественном и качественном отношении может быть достигнута только при использовании более сложных систем выращивания. Например, выращивание в защищенном грунте в южных регионах объединяет оба подхода и является беспроигрышным решением. Возможно, для снабжения рынка Скандинавии там придется построить теплицу, но это будет зависеть от вида продукции и сорта.

В настоящее время развиваются очень продвинутые технологии, в т.ч. с искусственным досвечиванием, однако по-прежнему важно, чтобы объем производства был достаточно большим. Цены не могут быть высокими вечно. Качественную продукцию можно продать по хорошей цене, но она должна быть доступна потребителю. Нельзя забывать и о затратах. Цена может оказаться решающим фактором при выборе потребителя, купить ежевику или нет. Увеличение предложения позволит снизить цены, сделать продукцию более доступной потребителю и увеличить объемы продаж. То же самое было и с малиной. Предложение возросло, розничные цены снизились, но увеличилось потребление, что по-прежнему позволяет производителям достаточно зарабатывать (Л.Клессен говорит о рынке в Западной Европе. – Прим. перев.).

Однако, по словам Л.Клессена, никогда нельзя поставлять на рынок ежевику с посредственным вкусом, поскольку потребитель прекратит ее покупать, и снижение продаж может длиться несколько недель. Весь процесс производства ежевики должен быть направлен на получение вкусной продукции. Л.Клессен сожалеет, что производители ежевики слишком часто забывают об этом и продолжают выращивать только лишь урожайные сорта. Это недопустимо, если вы хотите выстроить рынок. Это очень чувствительный рынок, но к сожалению, невкусная ежевика попадает на прилавки слишком часто. Так на рынке Великобритании уже несколько лет продажи ежевики то возрастают, то снижаются.

Фирма «Дрисколл» очень ответственно подходит к выбору сортов, особенно в отношении вкуса и аромата ягод. Каждая упаковка этой фирмы является одновременно и ее рекламой, поэтому просто необходимо предлагать действительно хороший продукт. Л.Клессен призывает всех производителей выбирать ежевику с хорошими вкусовыми качествами, и не слишком увлекаться краткосрочной перспективой. /По материалам: АПК ИНФОРМ /