13% импортного сыра на российском рынке - фальсификат

Председатель правления Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО и министр по торговле Евразийской экономической комиссии провели рабочую встречу и обсудили проблему роста импорта молока и молочных продуктов, в том числе с содержанием растительных жиров, сообщает пресс-служба союза.

По итогам 2013 года общий объем импорта составил 10,2 млн тонн в пересчете на молоко, то есть на 20% выше, чем годом ранее (8,5 млн тонн), и на 57% выше показателя 2011 года (6,7 млн тонн). Наибольшие темпы роста объемов поставок у сухой сыворотки (+63,0%), сухого молока (+53,4%), сливочного масла (+36,9%), сырных продуктов (+25%).

При сохранении существующих тенденций (рост импорта на 10-15% в год и снижение производства на 1-2% в год) к 2020 году импорт составит более 22 млн тонн в пересчете на молоко, то есть 73,3% от объема внутреннего производства и 42,3% от объема потребления.

Кроме того, сырная продукция, поставляемая в Россию из-за рубежа, зачастую является дешевым товаром низкого качества, в котором молочные жиры заменены растительными. На таможенных постах такие продукты открыто декларируются как немолочные по коду ТН ВЭД 190190 «прочие», что позволяет избежать ветеринарного и санитарного контроля и снизить уровень пошлины до 14%, а также поставлять продукт на российский рынок с любых заводов, включая те, которые не были аттестованы Россельхознадзором и те, на поставки с которых был наложен запрет.

За 2013 год было ввезено 35 тысяч тонн «псевдосыра» с учётом поставок из Украины, Польши, Литвы, Латвии, Дании и Франции составил почти 35 тысяч тонн или 13% от общего объема импорта сырной продукции. Лидером по экспорту сырпродукта является Украина (более половины), на втором месте Польша. При снижении поставок качественных сыров из Украины и Польши в первом квартале 2014 года на 27%, в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, рост импорта сырных продуктов вырос в 5 раз и достиг 10 тысяч тонн (Украина) и 7,8 тыс. тонн (Польша). Похожая картина наблюдается и в отношении сливочного масла.

В условиях недобросовестной иностранной конкуренции отечественным производителям приходится снижать себестоимость производства любыми способами, чтобы предлагать продукцию по тем ценам, по которым торговые сети готовы покупать. Андрей Даниленко и Андрей Слепнев обсудили меры по борьбы с фальсификатом и проблему роста импорта. СОЮЗМОЛОКО в ближайшее время направит в ЕЭК информацию о текущей ситуации на рынке и предлагаемых мерах по защите отечественного бизнеса.