Пресс-конференция президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) В. Н. Плотникова

 

 

Сегодня в Центральном доме журналиста состоялась пресс-конференция президента АККОР В. Н. Плотникова, на которой он озвучил позицию Ассоциации относительно текущей ситуации и перспектив в секторе личных подсобных хозяйств и ответил на многочисленные вопросы журналистов.
Вопрос о мерах по ограничению поголовья в личных подсобных хозяйствах широко обсуждается в обществе. Он касается не только миллионов владельцев личных подворий живущих в деревнях, но и десятков миллионов потребителей-горожан.
Личные подсобные хозяйства — уникальное российское явление. Это одна из несущих опор воспроизводства сельской семьи, уклада сельской жизни, национальных традиций. Это важнейшая составляющая российского АПК и, нравится это кому-то или нет, они — реальные кормильцы. В ЛПХ содержится 48 % коров, 46 % овец и коз, производится 71 % мяса крупного рогатого скота, 80 % картофеля, 70 % овощей.
Во многом это достигнуто благодаря разным формам государственной поддержки, в том числе освобождению от уплаты налогов и сдачи отчетности, субсидированию процентной ставки.
Люди поверили государству, сумели нарастить объемы производства и увеличили поголовье. В результате появилось много высокотоварных хозяйств. Есть даже такие, в которых содержится по 10 тысяч овец, тысячи свиней, сотни коров.
Возникает вопрос: будут ли введены ограничения поголовья в ЛПХ и куда в таком случае деваться таким хозяйствам?
Первый вариант — цивилизованный переход из ЛПХ в К(Ф)Х.
Однако на практике все идет наоборот — фермеры переходят в ЛПХ. Только за три последних года более 93 тыс. К(Ф)Х перешли в личное подсобное хозяйство.
Почему так происходит? Главная причина — невыносимое административное давление, невозможность выполнения жестких ветеринарных, санитарных, экологических и иных требований. К примеру, ферма должна стоять в 500 м от жилья, иметь теплый дезбарьер, крематорий для уничтожения павших животных и прочее…
АККОР считает, что главным является изменение нормативно-правовых норм, которые регулируют деятельность семейных животноводческих хозяйств. В этом — суть проблемы.
Если ее не решить, остается второй, нецивилизованный путь, последствием которого могут быть: резкое сокращение поголовья, оскуднение продовольственного рынка, рост цен, обнищание сельского населения, отток селян в города.
Уже очевидно, что такой путь неприемлем. Учитывая особую значимость личных подсобных хозяйств, руководство страны не допустит перекосов и перегибов при принятии решений относительно регулирования деятельности ЛПХ. Поэтому никакой паники, никакого беспокойства ни у кого не должно быть.
Желание вписать высокотоварные личные подворья в систему ответственных рыночных отношений, понятно. Но делать это надо грамотно, взвешенно, и в первую очередь методами стимулирования, а не принуждения.
АККОР предлагает:
1. Изменить действующие нормативно-правовые акты по содержанию скота и птицы на семейных фермах с учетом особенностей ЛПХ и других малых форм хозяйствования (разумное удаление хозяйств от дорог и жилья, возможность построить свой дом на принадлежащих земельных угодьях, отмена требований по отапливаемым санпропускникам и строительства биотермических ям и т. д.).
2. Распространить патентную систему налогообложения при переходе ЛПХ в другие формы хозяйствования с уплатой минимально фиксированной суммы 1 раз в год.
3. Использовать отчетность в статистические органы по самой упрощенной форме (общее количество произведенной продукции 1 раз в год).
4. Обеспечить доступность всех видов господдержки на се6мейные фермы (погектарная поддержка, кредитование, субсидии на литр молока и т. д.).
5. Дать возможность регионам самостоятельно определять пороговые значения параметров ЛПХ, исходя из местных условий и особенностей.
6. Увеличить государственную поддержку ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и « Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», доказавших свою эффективность и востребованность, с 6 до 25 млрд рублей с учетом поступивших заявок регионов.
При реализации таких мер должны быть приоритетными интересы крестьян, тогда и государство выиграет.