🔹

Откуда взять туману голос грома?

В Торгово-промышленной палате РФ 27 июня 2012 года прошла международная конференция: «Россия и ВТО» — воздействие на агро-промышленный комплекс (АПК). На конференции Президент и Правительство РФ дали ряд поручений на возрождение государственного контроля качества и безопасности пищевых продуктов, безопасности зерна и продуктов его переработки с учетом законодательств США и Канады и с учетом наиболее полного соответствия Международной конвенции по карантину и защите растений, Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных мер и следовать международным и региональным фитосанитарным стандартам. При этом учитывалось, что право и законодательство ВТО стоит над законодательством государств - членов организации и законодательными актами ООН.

Членство в ВТО выгодно для стран, поставляющих на экспорт продукцию с высокой добавленной стоимостью. Вопросы функционирования отечественного сельского хозяйства в условиях ВТО будут ключевыми на готовящейся в Ростове-на-Дону конференция: «О мерах поддержки сельхозпроизводителей в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013—2020 годы в условиях ВТО».

Проблематикой членства страны в ВТО активно занимаются все страны — ее члены. Например, в США ею занимается 3 тысячи человек. В отечественном Минэкономразвития работает департамент по функционированию России в ВТО. Но работа эта ведется скрытно, и ни ученые, ни общественность ничего о ней не знают. По оценкам экспертов конкретной проблематикой членства России в ВТО занимается 40 человек. Эту численность следует увязать с Протоколом о вступлении России в ВТО, содержащем 23150 условий вступления. Сведений о их переводе с оригинала на английском языке и опубликования для обсуждения пока нет. Не учитывается опыт пребывания в ВТО Украины и Китая. Со времени вступления в Украине остановилось 50 сахарных заводов, импорт свинины вырос на 40%, овощей в 12,5 раз, фруктов в 5 раз. Китай пока безуспешно пытается оспорить или отменить некоторые положения Протокола о присоединении в отношении экспортно-импортных операций.

Мировой опыт показывает, что вступающие в ВТО страны сначала проводят коренную модернизацию экономики, делают ее конкурентоспособной на мировом рынке, а потом подают заявку на вступление. В России заявка и вступление в организацию проходили при нарастающем спаде развития экономики. По данным Минэкономразвития, темпы роста российского ВВП составляли в июне 2012 г. 3,8%. К августу упали до 2,4%. Из-за обусловленного вступлением в ВТО снижения ввозных пошлин федеральный бюджет недосчитается в 2013 году 200 млрд рублей, а в 2015 году — 360 млрд рублей [1]. Многие банки прекратили выдавать кредиты фермерам, так как не надеются, что те выживут в условиях ВТО [1].

В настоящее время членами ВТО являются 153 страны. Основной принцип ВТО — ведение торговли только на частной основе при минимальном участии государства. Регламентирование деятельности организации осуществляется на основе 5 основных Соглашений и большого числа других законодательных актов, большинство из которых содержат важные для отечественного сельского хозяйства статьи и условия. Для нашей страны особенно важны основные положения деятельности ВТО: право на коммерческое присутствие любого бизнеса или любого другого профессионального учреждения на территории любого члена ВТО, причем товары и услуги одной страны (стран) при их ввозе на территорию другой страны пользуются теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и местные товары и услуги. Декларируется беспрепятственный поток товаров и услуг во все страны-члены ВТО и запрещаются количественные ограничения и установление барьеров для свободного импорта. Разрешается только тарифная защита экспорта и импорта — не более 15 %. В течение 5 лет после вступления в ВТО страна должна отменить экспортные пошлины [2]. В первую очередь это касается продукции сельского хозяйства [3, 4].

Важными, но пока мало разработанными, являтся взаимоотношения Евразийского экономического сообщества и ВТО. В рамках ЕврАзЭс решаются задачи завершения в полном объеме создания режима свободной торговли, формирования единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования, согласования позиций государств-членов во взаимоотношениях с ВТО. Создание общей таможенной территории с общей системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами. В Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества участвуют Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргыстан.

После вступления в ВТО в стране важно создать и осуществлять концепцию стабильного развития. Устойчивое и стабильное развитие страны является одним из условий членства в ВТО. Грамотно осуществляемая и успешная стратегия устойчивого развития государства определяет его вес и значение в ВТО. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому и стабильному развитию утверждена Президентом в 1996 г. Предполагалось создать «Кодекс устойчивого развития» и «Научные основы стратегии устойчивого развития России». Однако, стратегия устойчивого развития так и не была разработана. Сейчас основные показатели, характеризующие устойчивое развитие России, не соответствуют даже развивающимся странам.

В развитых странах 3% населения может прокормить страну, в России — 13—14% населения. За счет диспаритета цен на топливо и сельхозтехнику и продукцию сельского хозяйства за последние годы из него выбыло уже более 120 млрд. долл. и эта тенденция не прекращается.

В России законодательством не определена система государственной поддержки АПК, не проводятся постоянная ценовая политика на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, государственное стимулирование инвестиций в АПК, устойчивое развитие сельских территорий. Эти проблемы не решаются, хотя очень важны для определения экономического положения России в ВТО [3]. Следует учитывать, что в США и ЕС осуществляется жесткий протекционизм собственного сельского хозяйства. Ими же осуществляется глобализация сельскохозяйственного производства, что существенно тормозит процессы его стабильного развития в развивающихся странах, и в настоящее время неприемлемо для России. Так, в США 90% производства сельскохозяйственной продукции обеспечивает 18% хозяйств, что обеспечивает продовольственную безопасность страны. В общем, США на обеспечение своей продовольственной безопасности тратит более 150 млрд. долл., из которых 40% — средства из бюджета и 60% частные инвестиции [8]. Чистый доход сельского хозяйства США на 20% ниже расходов бюджета на него, что заставляет страну активно искать рынки сбыта продукции. Такую модель финансирования пытаются осуществить и в нашей стране, что пока невозможно. Это определяется тем, что у нас рентабельных сельскохозяйственных предприятий меньше 10%. Конкурентоспособным сельское хозяйство является тогда, когда рентабельных предприятий больше 50% [5].

В нашей стране государственная поддержка сельского хозяйства с 1990 года уменьшилась в 22 раза, а текущий долг в 15 раз выше ежегодной господдержки. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» не выполнена. Как следует из доклада Грызлова на съезде партии «Единая Россия», отечественное АПК может давать 10 % ВВП. Однако, из касающихся сельского хозяйства принятых 45 законов, 165 постановлений Правительства, 35 указов Президента ни один не выполнен. Глобализация происходит только в зерновом хозяйстве, которое полностью находится в частных руках и где доминируют шесть зарубежных фирм: Glencore, Bunge, Cargill, Louis Dreyfus, W.J. Grain, Nidera. Наши экспортеры: фирмы Агрико, Разгуляй, Юг России, Астон. Здесь следует отметить интересную закономерность: с 1980 по 2012 гг. на внутреннем рынке цены на нефть и зерно изменяются синхронно. В 2011 году баррель нефти стоил 100 долларов и тонна пшеницы — 250 долларов; в 2012 году соответственно 120 и 260 долларов.

В последние 3 года резко активизировался процесс скупки иностранными компаниями наших элеваторов и зерноперерабатывающих производств. У наших 10 наиболее крупных зерновых компаний мощности хранения зерна 12 млн. тонн и в них больше 23% доля иностранных компаний. Их доля в экспорте российского зерна выросла до 70%. Возрастает импорт зарубежных зерна и семян: 80% рынка семян российского рынка – зарубежные, подавляющая их часть нерайонированные [7]. В то же время мы имеем громадную коллекцию семян ВИР, которую зарубежные эксперты оценили в 8 триллионов долларов, а также большое число региональных коллекций, которые не систематизированы в государственном масштабе. Производство наиболее потребляемой сельскохозяйственной продукции – плодов и овощей находится в личных подсобных хозяйствах, а также в мелких и средних фермерских хозяйствах. Вместе они выращивают потребляемые в стране 90% картофеля, примерно 80% овощей, более 70% плодов и ягод, но никакой государственной поддержки не получают. В то же время более 60% съедаемых в стране овощей и фруктов импортируется [6].

Большое значение успешного функционирования страны в ВТО имеет развитие науки, успехи которой используются в сельскохозяйственном производстве. Здесь наша страна значительно отстает от развитых стран. Так, рынок наукоемкой продукции составляет от мирового в США – 36%, ЕС – 27 %, Япония – 30%, Китай – 6%, Россия – 0,3%. На НИОКР тратят США, Япония, КНР – 55% от прибыли, Россия – 2%. Мировой рынок высоких технологий, в т.ч. и сельскохозяйственных, оценивается в 2 трлн долл., где США имеют 39%, Япония – 30%, ФРГ – 16%, Россия – 1%. В России работает 12% всех ученых мира, а рыночного продукта создается менее 1%. В противовес приведен данные стран ЕС — членов ВТО, где за последние 5 лет количество фирм в сельском хозяйстве, выпускающих наукоемкую продукцию, увеличилось в 20 раз. В этих странах наукоемкое товарное производство в сельском хозяйстве обеспечивает до 20% бюджета [11]. Финансирование сельскохозяйственной науки еще хуже. В большей мере это определяет и производительность сельскохозяйственного производства, что в свою очередь влияет на размер импорта продовольствия и экспорта собственной сельскохозяйственной продукции.

По данным академика РАСХН В. Милосердова, Россия сейчас ежегодно завозит продовольствия на 42,5 млрд долларов [9]. В докладе отечественного Министерства сельского хозяйства для Правительства России прогнозируется разорение сельского хозяйства из-за вступления в ВТО, в т.ч. в силу снижения импортных пошлин на сельскохозяйственное сырье и продукты питания [10]. В общем, темпы роста импортируемого продовольствия в 3 раза выше, чем темпы роста собственного производства. Ученые РАСХН подсчитали, что после вступления в ВТО агропром будет терять 4 млрд долл. ежегодно, а общие потери до 2020 г. составят 25 трлн рублей. По словам вице-президента РАСХ Н И. Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте продовольствия и увеличению его импорта на 7,3 млрд  долл. Аналитики экономики считают [8], что присоединение России к ВТО не снизит темпы роста импорта ниже 30% за счет полного открытия российского рынка для дешевого китайского и субсидированного европейского импорта. В отечественной экономике уже закрепилась доля продукции иностранных корпораций 60—70% рынка продовольственных товаров и 80% медикаментов.

В подтверждении этого в качестве примера можно привести данные, что к ноябрю 2012 года в магазинах стало в 2 раза больше иностранных сыров, сгущенки, масла, а импорт сухого молока вырос в 3 раза.

Развитые страны-члены ВТО борются за сохранение национального рынка. Например, Япония добилась, чтобы для нее рис и молоко исключили из системы мер по либерализации рынка.

По данным Федеральной таможенной службы за 2012 год импорт увеличился до 312,6 млрд долл. по сравнению с 2011 год — 305,8 млрд долл. Этому способствует понижение ввозных таможенных пошлин в 2012 году до уровня, предусмотренного обязательствами России в ВТО до 8% в основных тарифных линиях. На большинство импортируемых сельскохозяйственного пищевого сырья и продуктов питания пошлины снизились на 5—10% [12]. Россия до сих пор ни разу не воспользовалась разрешенным Соглашением по защитным мерам повышением пошлин и квот, если импорт наносит ущерб отечественному производителю.

После вступления в ВТО недостаточными темпами развивается экспорт отечественных товаров сельского хозяйства. Так, экспорт сельскохозяйственной продукции стран-членов ВТО составляет 30% доходов бюджета, в России — 1%. Основным экспортным товаром у нас продолжает оставаться зерно. Но и здесь, как уже отмечалось, государство может слабо влиять на его развитие в силу того, что все зерновые хозяйства находятся в частном владении.

На развитие экспорта зерна влияет и то, что нарастает уровень превышения урожая зерновых в странах ЕС, США над Россией — в среднем на      28 ц/га, вследствие чего конкурентные позиции страны ослабевают. В целом экспорт сельскохозяйственной продукции России составляет 11,3 млрд долл., тогда как Украины – 12,6 млрд долл. Экспорт сельхоз продукции из США — 76 млрд долл., из ЕС – 73 млрд долл.

Развитию отечественного экспорта серьезно препятствуют технические барьеры в торговле – одним из важнейших является гармонизация стандартов. В России 6000 стандартов. В последнее время положением с их гармонизацией с зарубежными значительно улучшилось в связи с разработкой технических регламентов на все виды сельскохозяйственного пищевого сырья и продуктов питания [13—15]. Гармонизацию стандартов в большей степени затрудняет то, что, например, в ЕС нет единой системы зерновых стандартов, система стандартизации зерна в США чрезвычайно сложна. Да и, в общем, гармонизация стандартов вещь неблагодарная и в принципе невозможная, т.к. в большинстве стран стандарты определяются разными методами. Поэтому часто используется такое понятие: среднее качество продукта. Считается, что в России уровень гармонизации национальных стандартов с ВТО —   35%.

В России пока нет государственной программы обеспечения безопасности пищевых продуктов и эффективной системы контроля, хотя этому в большой степени помогает принятие технических регламентов. В настоящее время идет разработка гармонизированных и совместных стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия товаров в странах-членах ВТО. В тоже время не стоит забывать, что переход на международные стандарты может привести к захвату наших рынков ТНК.

Особое значение имеет контроль и обеспечение безопасности импортируемых продуктов. Здесь различие между Россией и другими членами ВТО может быть очень большим. Например, если у нас  требуется обязательное определение содержания в пищевых продуктах остатков пестицидов и микотоксинов, то у них это делается только по специальному запросу покупателя. Однако, в общем во всех странах-членах ВТО безопасности импортируемых товаров придается большое значение. Примером могут служить США. Страна импортирует около 10 млн наименований различных продуктов. Создан полный банк данных по безопасности импортируемой продукции. Дополнительно подготовлено более 1000 новых инспекторов по безопасности пищевых продуктов. В США национальным требованиям безопасности отвечают более 80 % пищевых продуктов. Министерство сельского хозяйства тесно сотрудничает с крупными продуктовыми компаниями во всех штатах по линии обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов [16]. Для всех стран Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам допускает установление более высокого уровня защиты национального стандарта показателей безопасности по сравнению с международными при условии достаточных обоснований или если ситуация требует введения мер предосторожности. К сожалению, в России пока нет государственной программы обеспечения безопасности пищевых цепей и эффективной системы ее контроля. В Ветхом Завете есть вопрос: «Если соль потеряет свою силу, что сделает ее соленой?». Сегодня он может звучать так: что станет с человеком, если его пища потеряет свою силу – биологическую полноценность и безопасность.

В России не выработано единой государственной точки зрения на выгоды и потери, которые страна получит от вступления в ВТО. Поэтому ни сельскохозяйственные производители, ни перерабатывающая промышленность четко не представляют, что им делать, чтобы увеличить свою прибыль и избежать потерь. Мы попытаемся обозначить возможные потери и выгоды.

Четкое представление о возможных преимуществах и потерях сельского хозяйства страны после вступления в ВТО необходимо для определения направления его перестройки. При этом надо учитывать, что анализ конкурентоспособности нашей с.-х. продукции и ее экспорта постоянно отслеживается специалистами из организаций Pricewaterhaus Coopers и J.E.Austin Associated.

Наш анализ последствий вступления страны в ВТО был дан ранее [3] и показал следующее.

К неблагоприятным последствиям вступления в ВТО можно отнести: Усложнение защиты российских товаропроизводителей из-за снижения импортных тарифов, что значительно упростит доступ иностранных товаров и услуг на российский рынок [10].

Снижение ввозных таможенных пошлин приведет к уменьшению поступления средств в госбюджет страны, что потребует компенсации этих потерь повышением ставок акцизов, НДС и других налогов и сборов.

Ухудшение положения фермеров [12].

В рамках ВТО Россия не имеет права на запрет ввоза генно-инженерно-модифицированных организмов и продуктов их переработки.

Будет запрещен запрет на импорт мяса с гормонами роста.

Усилится дифференциация регионов по уровню продовольственной безопасности, которая уже сейчас очень велика: ее оптимальный уровень в         10 субъектах РФ, недостаточный в 25 субъектах, критический в 54 субъектах.

В стране очень высок уровень теневой экономики: годовой ущерб от нее 50 млрд. долларов, и незаконно обналичивается более 130 млрд. долларов в год.

К 2010 г. за ~ 25 млрд. долл. были приватизированы 80 % основных фондов страны стоимостью 6 трлн. долл., а суммарные поступления в бюджет от приватизации составили 0,7 % от общей суммы.

В общем же, доходная часть бюджета России в 2 раза меньше, чем в Испании; в 3,6 раза чем в Италии; в 5,3 раза чем в Германии и в 8 раз меньше, чем в США.

К положительным последствиям вступления в ВТО можно отнести очень мало преимуществ.

Это более широкие возможности участия России в выработке и контроле выполнения правил международной торговли с учетом наших интересов.

Улучшение положения России в мире как полноправного участника международной торговли.

По оценке Всемирного банка, присоединение России к ВТО в среднесрочной перспективе (8—12 лет) принесет России 3% прироста ВВП ежегодно [17].

Используя опыт США, ЕС и Японии можно будет оказывать сельскому хозяйству многомиллиардные скрытые субсидии и использовать нетарифные меры защита своего экспорта, а также ограничения нежелательного импорта [8].

Введение правила для торговых сетей — обязанность в первую очередь продавать отечественные продукты, а затем импортные. Например, значительно лучше импортируемых наше сливочное и подсолнечное масло, даже если они несколько дороже и их следует продавать в первую очередь.

Реализация преимуществ страны от вступления в ВТО будет определяться интенсивностью технического и технологического перевооружения нашего сельского хозяйства. В соответствии с государственными планами в 2020 году Россия должна произвести сельскохозяйственной продукции в       2 раза больше, чем в 2012 году. Однако это значительно не снизит поступление импортируемой продукции. Стоимость импорта в 4 раза превышает консолидированную финансовую поддержку государством сельского хозяйства [4]. Пока же Проект государственной программы по развитию АПК не согласован с Минфином и по многим вопросам не согласуется с требованиями ВТО. А по оценкам отечественных и зарубежных экспортеров пока готовы работать по правилам, нормам и требованиям ВТО около 10% российских сельхозпроизводителей и 50 % перерабатывающих предприятий.

Еще раз отметим, что в нашей стране не выработано единой государственной точки зрения на выгоды и потери от вступления в ВТО. Поэтому ни работники сельского хозяйства, ни большинства отраслей промышленности не знают, что им делать, чтобы увеличить выгоды и избежать потерь. Здесь вспоминаются слова из Авесты: «Откуда взять туману голос грома?»

Литература

1. Д.Терентьев. Россия в ВТО: первая кровь / Аргументы недели. – 2013. - № 11. – С. 8-9.

2. Монастырский О.А. Вступление России во Всемирную торговую организацию: сельскохозяйственный аспект / О.А.Монастырский // Рисоводство, 2012. - № 4. – С. 95-98.

3. Монастырский О.А. Проблемы устойчивого развития сельского хозяйства России после вступления в ВТО / О.А.Монастырский // Рисоводство, 2012. - № 2. – С. 46-49.

4. Монастырский О.А. Сельскохозяйственные проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию / О.А.Монастырский // Рисоводство, 2012. - № 21. – С. 19-23.

5. Монастырский О.А. Продовольственная безопасность России: вчера, сегодня, завтра / О.А.Монастырский // Экосинформ, 2004. - № 4. – 64 с.

6. Монастырский О.А. Мелкотоварное производство в сельском хозяйстве и проблемы продовольственной безопасности России / О.А.Монастырский // Федеральный вестник экологического права, 2007. -   № 9. – С. 34-39.

7. А.Чуйков. Питерские жулики ставят крест на великом русском наследии / Аргументы недели, 2012. - № 44. – С. 8-9.

8. В.Жуковский. Вступление России в ВТО уже столкнуло экономику РФ в рецессию / Знание – власть. Концептуально-аналитическая газета, 2012. - № 35. – С. 1-3.

9. В.Милосердов. Фермеры США живут по-советски / Аргументы недели, 2013. - № 4. – С. 3-5.

10. Редакционная статья / Газета «Знание – власть», 2011. - № 8. – С. 5-8.

11. Монастырский О.А. Социально-экономические проблемы сельскохозяйственной науки в России и продовольственная безопасность / О.А.Монастырский // Федеральный вестник экологического права, 2006. -   № 7. – С. 27-31.

12. Е.Шишкунова. ВТО отнимет у российского фермера 9 млрд. долл. / Известия, 2007. - № 132. – С. 6.

13. О безопасности зерна / Таможенный регламент Таможенного Союза ТР ТС 015/2011.

14. Технический регламент на масложировую продукцию. Технический регламент таможенного Союза. ТР ТС 024/2011.

15. О безопасности пищевой продукции. Технический регламент Таможенного Союза. ТР ТС 021/2011.

16. Монастырский О.А. Источники и механизмы предотвращения глобального биотерроризма / О.А.Монастырский // Федеральный вестник Экологического права, 2004. - № 11. – С. 10-16.

17. Монастырский О.А. Россия и Всемирная торговая организация / О.А.Монастырский, М.П.Селезнева // АгроXXI, 2006. - № 7-9. – С. 3-9.

О.А.Монастырский, кандидат биологических наук, Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений (Краснодар)

Оригинал статьи на AgroXXI.ru