🔹

Минэкономразвития намерено внести послабления в порядок использования земель лесного фонда. Соответствующий законопроект был разработан по поручению правительства и уже опубликован. Так называемые спорные участки предлагается вывести из лесного фонда и таким образом легализовать ведение на них любого жилого строительства.

Все поделить и налогом обложить

Юридически все выглядит достаточно гладко, как будто менеджеры-профессионалы пытаются всего лишь устранить противоречия в законодательных актах. Так, в пояснительной записке говорится, что, исходя из общих принципов земельного законодательства, любой участок может быть квалифицирован только по одной из категорий земель, но, если речь идет о лесном фонде, этот принцип часто не соблюдается. Поэтому и надо, дескать, внести определенные изменения.

А вот из-за чего на самом деле затеян весь этот сыр-бор, становится ясно из последующих объяснений. Подавляющее большинство лесных участков, что естественно, относится к лесничествам. Однако лесничества занимают огромные площади — иногда сотни квадратных километров, и на их территории расположены поселки, деревни, дороги, водоемы, дачные и садоводческие кооперативы и т.п. При этом почти всегда (особенно если брать густонаселенную европейскую часть России) границы участков плутают, статусы земель накладываются друг на друга, и, соответственно, возникают трудности с кадастровым учетом. «Только на территории Московской области количество таких пересечений около 200 тыс., а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 га», — сказано в записке. В Минэкономразвития явно испытывают тяжкие, едва ли не физические страдания от невозможности собрать налоги с таких-то немалых просторов.

Любопытно, что в самом ведомстве при этом свою законодательную активность поясняют не чем иным, как требованиями закона «О госрегистрации недвижимости», который вступит в силу с 2017 года. Согласно этому закону «сведения госреестра должны быть достоверными», что вызывает восторг само по себе. Это же как долго мы жили с «недостоверными» сведениями, вероятно, разрешенными предыдущим законом? Чудеса да и только! Теперь же все изменится, как по мановению волшебной палочки, поскольку будут устранены споры о границах и статусах одних и тех же земель, которые, очевидно, и портили всю достоверность.

Где тут правда, где ложь, определить трудно. Прямо как в знаменитой песне Владимира Высоцкого.

Строй не хочу

Легализовать и вывести из лесного фонда предлагается участки, не подпадающие под определение 25-й статьи Лесного кодекса РФ, и только если право на них физического или юридического лица возникло до 2007 года.

Что это за статья такая — 25-я? А в ней, собственно, перечислено все, что можно делать с лесами, не нарушая закон. Возможности осуществлять жилищное строительство и прямо уничтожать лес, закатывая территорию в асфальт, она, как ни странно, не допускает. Если Минэкономразвития удастся протащить свой проект, и первое, и второе будет признано легальным.

СПРАВКА: Статья 25 Лесного кодекса РФ гласит: «Использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности».

Предполагается внести в кадастр недвижимости и лесные участки в границах населенных пунктов «вне зависимости от того, состоят они в лесном реестре, лесном плане или лесоустроительной документации как земли лесного фонда». Будет также ликвидирован особый статус территорий лесных поселков, строившихся для освоения леса. Они будут переведены в категорию обычных, что снимет с них обязательства по части выполнения требований лесного законодательства и охраны леса.

Плач по русскому лесу

«К тому я и веду, что прозябнет землица без своей зеленой шубейки, и здоровьишко станет у ей шибко колебательное... И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправитесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку!..» — говорит один из героев великого романа Леонида Леонова «Русский лес». К сожалению, это печальное пророчество на протяжении всей нашей жизни сбывается на глазах.

В последние годы в этом направлении были сделаны особенно большие шаги. Новый Лесной кодекс упразднил старого русского лесничего и ввел вместо него лесного инспектора с совершенно другими правами и обязанностями. Все меньше становится леспромхозов, на лес наступают дороги, поселки и города.

В какой-то мере это объективный процесс. Но слова «Лес — богатство России» не просто примелькавшийся лозунг, здесь глубокая правда. И такое богатство никакими деньгами, никакими соображениями бюджетного баланса, экспорта-импорта не измеришь, никакими инновациями и нанотехнологиями не возместишь. Оно, как и вся наша земля, как ее недра, поля, небо, как талант народа — воина и землепроходца, досталось нам от предков и ведет нас в будущее. Относясь легкомысленно к своему наследию, мы просто обкрадываем потомков.

К сожалению, очередной законопроект — пусть небольшой и неочевидный, но шаг в этом направлении. Да, с одной стороны, всякая легализация уже существующего положения вещей оздоровляет социальный климат. Несомненна и экономическая выгода. Зарегистрированные официально земли обложат налогом, и государство будет иметь свою копейку (в случае, например, того же Подмосковья — не копейку, а миллионы рублей).

Но будем реалистами. Мы живем в России, где пока господствует, прямо скажем, своеобразное отношение к закону. Особенно в том случае, если речь идет о правоустанавливающих документах, налогообложении и пр. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить: появляющиеся лазейки только увеличат число посягательств на земли Лесного фонда. А через 20 лет появится необходимость легализовать уже новый статус-кво. И так далее — процесс этот бесконечен. И жаль тут не только самих земель, которые отбираются у леса, а всех нас, воздуха и неба, корабельных сосен и взбегающих на пригорок берез, жаль русского пейзажа, который распадается на наших глазах.

Но «законопроектёрам» это совершенно безразлично…

Андрей Полонский
Источник: http://rusplt.ru

Оригинал статьи на AgroXXI.ru