🔹

Пространственное развитие страны, экология, здравоохранение и цифровая экономика — именно эти четыре темы выделили для обсуждения на пленарном заседании, которое завершило итоговый форум «Сообщество» в Москве на прошлой неделе.

Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев рассказал, что не так давно в ОП РФ прошло обсуждение Стратегии пространственного развития России, которая подверглась серьезной критике: «Коллег беспокоили проблемы села, потому что акцент делается на крупных городах, на конгломерациях, а жизнь-то должна быть везде, в том числе и на сельских территориях».

Проблемы сельских территорий подробно разобрала Евгения Уваркина, председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий. Она отметила, что образ сельских территорий характеризуется низким охватом инфраструктуры и высокой долей природных ресурсов.

«Наша задача — использовать наши ресурсы с максимальной добавочной стоимостью. У сельских территорий огромный потенциал, в каждом регионе он различен, но его важно увидеть и показать это главам регионов. Это стратегическая цель», — подчеркнула Уваркина.

По ее словам, ключевая проблема кроется в сфере регулирования. «Каждый новый нормативный акт закидывается в хаос уже существующих актов», — пояснила она, добавив, что исполнители на местах сталкиваются с абсурдностью, противоречивостью и нелогичностью целей.

На вопрос о том, как местным чиновникам удается работать в таких условиях, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова ответила, что работа держится на трех опорных точках: продолжительность жизни, рождаемость и смертность.

«Наш округ ни по каким показателям не относится к сельским территориям — 92 процента наших граждан относится к городскому населению. Это нетрадиционная отрасль для нашего региона, но я тоже могу порассуждать на эту тему», — отметила губернатор.

Она рассказала про проект, реализуемый в регионе: это «IT-стойбище». Его идея в том, чтобы на стойбище можно было получать государственные и муниципальные услуги, не обращаясь к чиновникам.

«Нам нельзя сходить из своей земли, нам нужно укореняться на ней», — убеждена глава Югры.

Альбина Дударева, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды, разобрала тему экологии, а именно вопросы реализации национального проекта «Экология».

«4 трлн 3 млрд рублей — столько денег требуется на реализацию национального проекта. При этом основную часть средств (около 3,5 триллиона) нужно будет привлечь из внебюджетных средств, то есть взять у бизнеса», — отметила она.

«Обеспечить эффективное обращение с отходами производства и потребления, снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повысить качество питьевой воды — как мы это сделаем без денег? Само профильное министерство обратилось к нам, общественникам, чтобы мы сказали, что средства на нацпроект заложены в минимальных объемах», — сказала она.

Она пояснила, что бизнес готов вкладываться в различные направления, но есть риск, что предприниматели не получат государственных субсидий. По ее словам, если субсидий не будет, то эту проблему не решить, потому что сфера экологии непривлекательна с точки зрения инвестиций.

Заключающей темой обсуждения на пленарной сессии стал национальный проект «Цифровая экономика». Текст документа разбирала заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева. Общественница нашла в нем некоторые моменты, которые посчитала нелогичными.

«Например, в документе прописано, что внутренние затраты на развитие экономики должны быть повышены в пять раз, — рассказала она, пояснив, что речь идет о затратах на покупку программного обеспечения. — То есть речь идет не о том, чтобы сделать софт более доступным и качественным, а о том, чтобы тратить на его закупку больше денег».

«Далее в нацпроекте есть большой раздел «Цифровизация государственного местного самоуправления». Обеспечение мгновенного электронного взаимодействия — это прекрасно, и этим страна занимается уже давно, но какое это имеет отношение к словосочетанию «цифровая экономика?»», — задалась вопросом Михеева.

По ее словам, все мысли после анализа документа сводятся к одному: «Словосочетание «цифровая экономика» — это магическая формула, значения которой никто не знает. Каждый стремится подогнать свои интересы под эту магию, чтобы реализовать их в рамках этого нацпроекта».

Более того, общественница выразила опасение, что нацпроект только усилит разрыв между жителями мегаполисов и городов, где доступны высокие технологии, и жителями сельских территорий, до которых эти технологии еще не дошли.

В защиту документа выступил представитель ведомства, которое разрабатывало текст нацпроекта — Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«Цифровые технологии — это то, что объединяет людей и сближает граждан с государством», — сказал он, добавив, что в нацпроекте выделено шесть направлений: нормативно-правовое регулирование, инфраструктура, знание/кадры, цифровая грамотность, прорывные технологии, информационная безопасность и государственное управление.

«Цифровое государственное управление — это про государство как сервис. Речь идет о построении сервисного государства 2.0. Потому что сервисное государство 1.0 мы уже построили», — подчеркнул Паршин, приведя в пример структуру МФЦ, портал госуслуг и другие нововведения, которые уже смогли оценить граждане.

(Источник: пресс-служба Общественной палаты РФ. Фото: www.votpusk.ru).

Оригинал статьи на AgroXXI.ru