Этим оптимистичным заявлением открыл Пресс-конференцию «Импортозамещение в сельском хозяйстве: мифы и реальность» Геннадий Горбунов, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. И в доказательство стойкости российской экономики привел аргументы: импорт продовольствия упал на 40 %, зато своего, отечественного мяса птицы, свинины, овощей, яиц и других продуктов питания в стране произвели больше, чем в прошлом году (здесь и далее приводятся данные из презентации Заместитель руководителя Росстата К. Э. Лайкама).
И объемы засеянных полей выросли, и технику отечественную выпускать стали больше, и финансирование предприятий увеличилось. В общем, с одной стороны импортозамещение в сельском хозяйстве растет и ширится. Но эту приятную для чиновников картину портят конкретные детали, которые расставляют совсем другие акценты. Например, при общей поддержке на импортозамещение в 50 с лишним миллиардов рублей, в Мордовии, родном регионе для депутата-единороса Надежды Школкиной реальные инвестиции под развитие агробизнеса получили всего три компании. И как отметила на пресс-конференции сама Надежда Васильевна, ей за такие факты неловко и стыдно.
Финансирование АПК, как было завялено на пресс-конференции, не урезается, несмотря на все сложности с бюджетом. Еще бы иметь твердые гарантии, что выделенные бюджетные миллиарды реально доходят до тех, кто в поле и на ферме работает. Но, судя по всему, таких гарантий никто не дает. Зато известны те, кого сегодня назначили «виноватыми» — торговля, которая балуется высокими наценками. Именно аппетитом торговых предприятий объясняется большая часть роста цен на продукты. Рост цен признает даже Росстат.
Впрочем, и у торговых предприятий дела идут не блестяще. Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в сопоставимых ценах упала на 10 % в сравнении с 2014 годом. Проще говоря, даже при заполненных товарами полках, покупок россияне делают все меньше — элементарно не хватает денег. Вот эту данность никакими статистическими изворотами не скроешь.
В завершении — две хорошие новости. Одна для чиновничьих отчетов. Отдельные российские сельхозпроизводители не просто нарастили выпуск продуктов питания для страны, но и вышли со своим мясом, зерном и прочим на мировой рынок.
Зарабатывают твердую валюту, кормят Китай и Европу.
Вторая хорошая новость — для обычных граждан страны. Санкции и ограничения импорта не так страшны в самом деле. Как минимум, потому, что уже давно 70 % овощей мы производим на своих дачах и огородах. А если взять всю сельхозпродукцию в России, то в частных хозяйствах ее производится больше, чем в крупных холдингах. Так что для россиян импортозамещение уже давно по факту состоялось. Что же касается государственного участия в этих вопросах, то тут, как в известном стихотворении — «умом не понять» и «аршином не измерить». Остается только верить. Или — не верить…
Автор: Лариса Южанинова
