🔹

Будет ошибкой считать, что история сельского хозяйства в бывшей Восточной Пруссии после 1945 года - это провалы и неудачи. Советский период в истории этой земли, разумеется, характеризуется другим подходом к сельхозпроизводству. Другого и быть не могло: кардинально поменялась как структура собственности на землю, так и организация самого производства. Тем не менее, предвосхищая анализ советского периода, необходимо отметить, что возрождение аграрного сектора в Калининградской области и его вывод на уровень крупного товарного производства в 70-80-е годы XX века после его почти полного разрушения в последний год войны — это, без всякого сомнения, выдающееся достижение советского народа и советского государства.

После войны

В апреле 1945 года - после штурма Кёнигсберга и капитуляции нацистских вооружённых формирований в Восточной Пруссии - для сельского хозяйства наступил новый отсчёт времени. Веками складывавшаяся структура собственности (более 70% обрабатываемой и используемой земли принадлежало частным владельцам) в один момент превратилась в ничто.

Ожесточённые бои привели к массовой гибели домашних животных. В уничтожении участвовали обе стороны. Источники приводят данные о массовом расстреле тысяч лошадей Хайльсбергской группировкой немецких войск - прямо у коновязей, чтобы не достались врагу. Нередко и советские войска проявляли мало обоснованную жестокость по отношению к животным. Военнослужащие вели огонь по стадам коров, гонялись за отдельными животными.

Вместе с тем трофейные и интендантские службы Красной Армии предпринимали усилия по спасению поголовья и сбору урожая. 3-я армия 2-го Белорусского фронта собрала и вывезла уже к 1 марта 1945 года (боевые действия вокруг Кёнигсберга были в самом разгаре) 29 240 голов крупного рогатого скота, 890 свиней, 6 тысяч овец, 3 100 тонн зерна. Достоверных данных о том, что стало с поголовьем в северной части Восточной Пруссии, не сохранились. В Ольштынском воеводстве Польши подсчитали, что в южной части Восточной Прусии в сравнении с 1936 годом на 1 октября 1945 года падение было катастрофическим:

  Лошади Крупный рогатый скот Свиньи Овцы Козы
1936 год 238573 668594 899564 127976 21610
01.10.45 6460 11550 2211 3983 398

Вряд ли ситуация в северной части бывшей провинции была намного лучше. До боевых действий северная часть Восточной Пруссии обладала сельхозугодьями общей площадью 1161,5 тыс. гектаров. Из них: пашня - 580 тыс. га, сенокос - 170,3 тыс. га, усадебные земли - 52,5 тыс. га, леса и кустарники - 238 тыс. га, прочие земли - 120,2 тыс. га. Мелиоративная система позволяла осушать 898 тыс. га земли, из них 524 тыс. га - закрытым дренажом. Морские и речные дамбы защищали от наводнений 250 тыс. гектаров земли, расположенных ниже уровня моря.

Война внесла кардинальные изменения и в состав, и в численность населения. На 17 мая 1939 года в этой части Восточной Пруссии насчитывалось 1 165 837 жителей, из них 512 тысяч в сельской местности.

На 1 сентября 1945 года общее количество немецких граждан на территории Особого военного округа составило 139 614 человек. К 1 июня 1946 года численность немецкого населения выросла до 170 тысяч человек, из них в сельской местности проживало, а, значит, могло участвовать в сельскохозяйственных работах 61 122 человека (20 957 мужчин, 40 165 женщин). Не многие населённые пункты были заселены. В Гусевском районе осенью 1946 года из 262 довоенных поселений жилыми были только 18.

Первые подсобные хозяйства для обеспечения продуктами питания организовали военные части. Летом 1945 года их было пять: в Велау, Тапиау, Инстербурге, Вальдау и Кёнигсберге. Уже весной 1946 года военные совхозы и воинские части располагали примерно 30% от всех сельхозугодий бывшей Восточной Прусии.

По существу же из-за войны на несколько лет огромные сельскохозяйственные территории были попросту заброшены - их некому было обрабатывать. До планомерного восстановления сельского хозяйства долгое время не доходили руки.

Характерно, что советская власть не стала изобретать велосипед. Невозможно было восстановить один в один немецкую мелиоративную систему - хотя бы по той причине, что новые границы землепользования уже не совпадали с появлявшейся структурой владения совхозами и колхозами. Но необходимость восстановительных работ для создания такой системы подтвердил в 1946-1948 гг. Северный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации (СНИИГМ), проведя изыскания.

Поначалу речь не шла о высокой продуктивности производства. Для примера в колхозе имени Мичурина, объединявшем 32 хозяйства, из 500 гектаров в 1949 году обрабатывалось только 68. Остальные площади были затоплены. В колхозе имени Калинина в Славском районе (1948 г.), состоявшем из 41 хозяйства, из 934 гектаров земли обрабатывалось 193 гектара (из них пашни было 150 гектаров). Остальное было под водой.

Планы и схемы немецкой мелиоративной системы не сохранились. Отдельные участки, окруженные со всех сторон каналами и канавами, имели площадь по 0,5 гектара. На польдерных землях водоподъём осуществлялся несколькими насосными станциями малой мощности. В нынешних условиях можно было поставить один более мощный насос. Больших государственных капиталовложений в мелиоративную систему сельское хозяйство Калининградской области дождалось только в начале 1960-х годов. Правда, даже сейчас часть бывших сельхоз- и лесных угодий остаётся подтопленной.

Иллюстрации: Калининградская область. Калининградское книжное издательство, 1978.

Нестеровский район, укладка закрытого дренажа. Источник: Калининградская область. Калининградское книжное издательство, 1978.

После войны, если не говорить о бесчисленных воронках от снарядов и бомб, а также и самих неразорвавшихся боеприпасах, масштабной проблемой быстро стали сорняки. В пахотном горизонте среднезасорённого гектара (практически все площади были засорены) насчитывалось около 500 миллионов семян многолетних сорняков и примерно 5 тонн их вегатативных органов размножения. Зерна пшеницы на гектар высевалось, например, всего 4 - 6 миллионов семян.

Оставшиеся для сельхозпроизводства животные были поражены заразными заболеваниями. По сути советской ветеринарной науке пришлось с нуля изучать природные условия и разрабатывать эффективные средства борьбы. При этом научные рекомендации далеко не всегда находили неукоснительное применение: дисциплина и квалификация работников на фермах желала в первые послевоенные годы много лучшего.

В 1947 году была создана Калининградская областная контрольно-семенная лаборатория, которая стала выявлять в колхозах сортовые посевы и вести документацию. В 1948 году зерновой материал был завезён из других областей СССР. 80% оказалось некондиционным. Да и достаточного количества приемлемых помещений для его хранения не было. В область на первых порах завозили сорта, руководствуясь теорией вероятности, а не научными знаниями. К 1949 году было установлено, что сорта зерновых из других регионов СССР (Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии) мало или вообще не подходят для местных условий.

В 1949 года на базе 9-го военного совхоза Прибалтийского военного округа была организована Калининградская государственная селекционно-опытная станция. Именно здесь были выведены новые районированные сорта озимой пшеницы: Калининградская белая местная, ВГ-373, ВГ-383 и Лютесценс 3, два сорта яровой пшеницы - Калининградская 4 и Калининградская 5.

Три периода

Новую аграрную историю области в советскую эпоху принято делить на три периода:

1) 1945 - 1950 годы - организованное заселение области и организация сельскохозяйственного производства с нуля;

2) 1951 - 1965 годы - включение сельскохозяйственного сектора Калининградской области в плановое хозяйство СССР, начало масштабных инвестиций в сельхозпроиводство;

3) 1965 - 1991 годы - формирование агропромышленного комплекса: крупное товарное специализированное производство.

По окончании первого периода было освоено 246 тысяч гектаров посевных площадей. Завершилось первичное формирование совхозов и колхозов. В дальнейшем происходило их неоднократная реорганизация, преимущественно в форме укрупнения. 30 сентября 1946 года постановлением Совета министров СССР колхозам было выделено 254 310 гектаров в 161 населенном пункте области. Количество колхозов росло: начав примерно с 30, к середине 1947 года их стало уже 312, к середине 1950 года - 472. В этот же период происходило создание МТС (машинно-тракторных станций), специализированных организаций для обеспечения механизации сельхозпроиводства. По договорам с колхозами МТС получал 20% от урожая и иной продукции. В течение второй половины 1940-х годов государство передало МТС 1278 тракторов. Это позволило заменить трофейную технику и механизировать полевые работы даже в большей степени, чем в остальных районах СССР.

Посевные площади во второй период развития сельского хозяйства достигли 400 тысяч гектаров. К концу второго периода развития убеждённость руководства в том, что область сама может обеспечить себя хлебом и картофелем, была поставлена под сомнение. Несомненные успехи в мясо-молочном животноводстве были связаны с ростом поголовья скота. Рост кормовой базы за ним не поспевал. Требовалось всё больше лугов и пастбищ, да и пашни - под кормовые корнеплоды и многолетние травы. Земельные ресурсы области не давали такой возможности - даже с началом восстановления мелиоративных систем. В большинстве колхозов и совхозов зерновое производство в этот период обеспечивало лишь собственное потребление и фураж для скота. Рост городского населения требовал увеличения производства картофеля и овощей.

В третий период развития сельского производства в Калининградской области был взят однозначный курс на создание крупных специализированных хозяйств, которые сами обладали бы необходимой техникой. К 1975 году в области осталось всего 102 колхоза (коллективных хозяйства), созданных путём слияния. В 1989 году их осталось всего 73. Правда, особенностью региона была большая доля совхозов (советских хозяйств): 108 (по данным 1989 г.).

На селе имели место разнонаправленные тенденции: увеличение ввода в оборот земель и падение численности сельского населения. Что следовало из взятого курса на рост производительности труда через механизацию и специализацию. Однако достичь довоенного процента сельхозиспользования земель не удалось даже в советское время. В 1967 году в сельхозобороте было 739,6 тыс. га - 63,7% от довоенного. В 1980 г. - 805 тыс. га. Численность сельского населения достигла максимума в 1960 году - 219 тысяч человек. Дальше шло только сокращение: 195,5 тыс. чел. в 1970 году, 182,3 тыс. чел. в 1989 году.

Одновременное снижение числа населённых пунктов было прогнозируемым изначально из-за иной структуры собственности, полного отказа (в том числе по идеологическим мотивам) от немецкой хуторской системы расселения. Так называемые «неперспективные» населённые пункты ликвидировались. Упор делался на создание в крупных населённых пунктах комфортных культурно-бытовых условий для максимального количества людей одновременно. С экономической точки зрения это действительно имело смысл, так как позволяло снижать затраты на прокладку коммуникаций и издержки из-за увеличения количества пользователей создаваемыми объектами инфраструктуры. Этим же обстоятельством объясняется и произошедшая частичная деградация второстепенной дорожной инфраструктуры в сельской местности Калининградской области. В немецкое время проезды и дороги прокладывались, чтобы обеспечить проезд чуть ли не в поля - от каждого хутора (фольварка), каждого села. С общим сокращением количества сёл и вымиранием хуторов необходимость в поддержании этой инфраструктуры отошла на второй план.

Отдельно необходимо остановиться на системе управления сельским хозяйством. С 1953 года (год смерти И. Сталина) созданные ранее отделы сельского хозяйства стали утрачивать своё влияние. Управленческие функции переходил и к МТС, которые теперь стали нести ответственность за урожаи, надои, производство в целом, а не только за техническое обслуживание.

Но уже в 1958 году случился перелом. МТС стали ликвидироваться, а колхозам вменили обязанность «выкупить» у них тракторы и комбайны. Станции превратились в ремонтно-технические (РТС) - для обслуживания техники. В некоторых районах - в машинно-ме-лиоративные. Небольшие МТС передали колхозам и совхозам со всей материальной базой.

В 1961 - 1964 годах сельское хозяйство ждала ещё одна перемена. При том же Никите Хрущёве (руководителе КПСС) райкомы партии и райисполкомы стали делиться на промышленные и сельскохозяйственные. 17 районных отделов сельского хозяйства исчезло. Вместо них учредили 8 районных сельскохозяйственных управлений. Поскольку районов в Калининградской области в тот исторический период было 13, некоторые управления «сидели» в одном районе, попутно верша судьбы соседнего.

В 1962 году в Калининградской области было создано управление «Облмежколхозстрой». Его задачей было производственное и жилищное строительство в сельской местности. РТС ещё раньше, в 1961-м, вошли как районные отделения в областное объединение «Сельхозтехника». Таким образом, налицо было движение к концентрации ресурсов и управления в единых управленческих структурах.

Тогда же, во второй период развития сельского хозяйства в советское время, стали заметны первые признаки специализации. В 1954 году был создан совхоз «Поля орошения» - для выращивания овощей. В 50-е три совхоза стали специализироваться на выращивании саженцев плодовых деревьев и кустарников. В 1959 году появилась новая отрасль - пушное звероводство. Пионером в этом направлении стал совхоз «Прозоровский» в Приморском районе (сейчас - Зеленоградский). В 1960-х годах пушных зверей стали разводить четыре совхоза в Багратионовском районе.

В то время хозяйства в целом не имели ярко выраженной специализации. Сажали всё, а потом смотрели, что вырастет. Держали коров, свиней и птицу чуть ли не в каждой сельскохозяйственной организации. На полях высевалось всё, что могло иметь практическую пользу.

Выбор в пользу специализации сделали, конечно, не на местах, а на пленуме ЦК КПСС в марте 1965 года. У партийного руководства, наконец, дошли руки до сельского хозяйства - поскольку до этого ресурсы страны приоритетным образом шли на создание промышленности, в том числе оборонной, учитывая сложную международную обстановку и постоянные конфронтации.

Теперь же в сельском хозяйстве должен был наступить новый перелом. Его суть состояла в том, что эта отрасль превращалась в промышленную - по методам управления, системе оценки результатов, да и характеру труда работников.

Несколько пригородных совхозов стали переориентироваться на снабжение картофелем и овощами городов: Калининграда, Балтийска, Черняховска, Советска и курортной зоны.

В животноводстве была намечена специализация на выращивание молодняка, создание высокопродуктивного дойного или мясного стада.

АПК

К началу третьего периода, а точнее, с 1970-х годов были заложены основы агропромышленного комплекса. Стали строиться крупные птицефабрики, крупные свиноводческие комплексы, молочно-товарные фермы на тысячи коров.

Районные отделения объединения «Сельхозтехника» стали специализироваться на ремонте техники определенного вида. Например, в Озёрске брались за мощные трактора (св. 200 лошадиных сил), в Полесске ремонтировали комбайны, в Славске - агрегаты по производству витаминной муки.

Уже тогда стало понятно, что с такой специализацией прежние управленческие структуры, ведавшие своими узкими секторами, не справлялись. Для координации работ в целом в начале 1980-х годов в Калининградской области стали создаваться районные агропро-мышленные объединения (РАПО). В них были объединены предприятия по переработке продукции и техническому обслуживанию. Стала создаваться полная цепочка: от поля до потребителя. Хотя и в своеобразных советских условиях формального отсутствия конкуренции. В 1986 году РАПО объединили в Калининградоблагропром.

Сейчас часто пытаются сравнить, кто был лучше в сельхозпроизводстве - мы или немцы? Ответ на него зависит, разумеется, от сравниваемых периодов. Надо понимать некорректность сравнения показателей немецкого 1939 года и советских 80-х годов. Все вопросы из разряда «А если бы...» необходимо адресовать писателям-фантастам. Случилось так, как случилось. И объективные цифры показывают, что при всех недостатках, которые были свойственны сельскохозяйственному сектору Калининградской области в советское время, именно в тот период времени были достигнуты исторические максимумы в производстве всех видов сельхозпродукции.

Иллюстрации: Калининградская область. Калининградское книжное издательство, 1978.

Заготовка кормов. Иллюстрации: Калининградская область. Калининградское книжное издательство, 1978.

К концу 1980-х годов область полностью обеспечивала себя зерном, картофелем, молоком и мясом. При этом, начиная с 70-х годов, существенная часть сельскохозяйственной продукции вывозилась за пределы области в рамках товарного обмена - например, для снабжения Москвы, Санкт-Петербурга и военных частей. При этом жители Калининградской области в отдельные периоды времени вынуждены были стоять в очередях за дефицитными молоком и мясом. По разным оценкам объём вывоза составлял от четверти до трети всего производства.

Исторические максимумы сельхозпроизводства в советское время

  Год Объём, тысяч тонн
Внутреннее потребление ресурса в Калининградской области в 2010 году
Зерновые 1989 527 180
Картофель 1989 279 131
Овощи 1991 98,3 116
Молоко 1990 546,1 241
Мясо скота и птицы 1988 105 81

Для сравнения из Восточной Пруссии в целом (включая и южную часть провинции) в период с 1934 до 1939 годы на экспорт поставлялось ежегодно 316 тысяч тонн зерна, 190 тысяч тонн картофеля, 252 тысяч голов крупного рогатого скота, 25 тысяч голов овец, 740 000 - 880 000 голов свиней и поросят.

Средняя урожайность, центнеров с гектара

  1951-1955 1961-1965 1971-1975 1976-1977 1990
Зерновые 8,6 10,6 19,8 23,1 26,6*
Картофель 85 96 116 133 145
Овощи 86 98 163 185 236

* Только зерновые.

Для сравнения средняя урожайность зерновых в Восточной Пруссии составляла примерно 20 ц/га, урожайность картофеля (районы Фишхаузен и Гумбиннен) - 191 ц/га.

Поголовье, на 1 января 1991 года

Крупный рогатый скот 468 тысяч
Свиньи 271 тысяча

Максимальный средний надой на одну корову составил 3126 кг в год в 1990 году. Средний надой в Восточной Пруссии в 1939 году составлял 3096 кг.

Иллюстрации: Калининградская область. Калининградское книжное издательство, 1978.

Девушки-доярки. Иллюстрации: Калининградская область. Калининградское книжное издательство, 1978.

Рыбная отрасль

Как ранее отмечалось, промышленного рыболовства в Восточной Пруссии попросту не было. Новая отрасль изначально строилась не на кустарно-промысловой основе, а как промышленный комплекс, начиная с обучение кадров в системе высших и средних специальных учебных и заканчивая высокопроизводительными рыболовецкими судами и рыбоперерабатывающими предприятиями.

В период послевоенного восстановления был осуществлён прорыв в рыбной промышленности. Созданный с нуля рыбопромышленный комплекс представлял важное экономическое значение не только для снабжения местного населения продукцией промысла, но и для всего СССР. Улов рыбы возрос с 40 тысяч тонн в 1950 году до 509 тысяч тонн в 1965 г. В 1975 году улов достиг исторического максимума в 1031 тысячу тонн. Такого количества население, естественно, не могло употребить физически. Речь шла именно и товарном производстве для товарного обмена в советской экономике.

В дальнейшем улов несколько снизился, однако оставаясь на высоком уровне. Например, в 1986 году - 990 тысяч тонн.

Алексей ШАБУНИН

Источник: rugrad.eu

Оригинал статьи на AgroXXI.ru