Отсутствием навыков продвижения товара на рынок у херсонских производителей арбузов охотно пользуются посреднические фирмы

Последние скупают выращенное за бесценок, и перепродают иностранным партнерам втрое дороже, применяя на практике знания законов внешнеэкономической деятельности, которое никак не могут усвоить производители.

Херсонские арбузы охотно раскупают даже в Западной Европе. Но при этом владельцы баштанов балансируют на грани разорения, а посредники зарабатывают миллионы.Это будет продолжаться пока производители не смогут объединить усилия для выхода на внешний рынок. Это признают и руководители региона.

Еще во времена Союза такой «бренд», как «арбуз херсонский, очень вкусный» знали и  ценили от Москвы до Крайнего Севера, и сейчас они расходятся по всей Европе. Несмотря на частые засухи и всевозможные экономические проблемы, крестьяне Таврии и теперь постоянно наращивают их урожаи, перенимая прогрессивные агротехнологии и закупая семена продуктивных сортов бахчевых. Потенциал этого сектора агробизнеса огромный!

Только с начала месяца на Херсонщине собрали почти 30 тысяч тонн бахчевых культур — на 22,5 тысячи тонн больше, чем в июле прошлого. Если в 2012-м урожай арбузов и дынь составил 377,3 тысячи тонн, то в этом аграрии планируют иметь уже 422,5 тысячи.

Площади под бахчевыми в  последние годы уже не увеличиваются, зато урожаи имеют устойчивую тенденцию к росту, — отмечает начальник отдела Департамента агропромышленного развития Херсонской ОГА Александр Варакин. — При условии дальнейшего внедрения прогрессивных агротехнологий, расширение поливных площадей и использования продуктивных сортов вполне реально уже через три-пять лет собирать по полмиллиона тонн бахчевых в год.

Но если искусством выращивать арбузы и дыни крестьяне Таврии уже овладели в совершенстве, то искусство выгодно продавать плоды своего труда, особенно на внешнем рынке, дается им труднее. В прошлые годы десятки тонн арбузов из-за недостаточного спроса сгнивали на бахчах (до трети урожая), или владельцы просто раздавали их в школы и детсады. Отсутствием у них навыков продвижения товара на рынок охотно пользуются посреднические фирмы: скупают выращенное за бесценок, и перепродают иностранным партнерам втрое дороже, применяя на практике знания законов внешнеэкономической деятельности, которое никак не могут усвоить производители. Скажем, крупнейшими экспортерами херсонских арбузов сейчас … несколько киевских фирм, чьи руководители зарабатывают свои сверхприбыли не в раскаленных южным солнцем бахчах, а в комфортабельных кабинетах с кондиционерами.

По данным Херсонской таможни, в июне этого года объемы экспорта арбузов из Херсона составляли 1734,9 тонны. Из них 835 тонн отгрузили в Эстонию, 188 тонн в Беларусь, 182 тонны в Молдову, 86,3 тонны в Польшу, 22 тонны в Россию, и 21 тонну — в Великобританию.

- Выгоду от херсонских арбузов будут получать посредники, а не производители, пока последние не смогут объединить усилия для выхода на внешний рынок, — отмечает начальник отдела реализации таможенного контроля Херсонской таможни, заслуженный экономист Украины Владимир Василенко. — Нынешние владельцы мелких наделов на Херсонщине просто не имеют шансов наладить сотрудничество с поставщиками фруктов и овощей в сети европейских супермаркетов и перерабатывающих предприятий. Их товар по вкусовым свойствам, может, и качественный, но крупным покупателям нужны большие партии, а не разовая сделка на одну или две машины арбузов. К тому же, иностранных бизнесменов интересует стандарт, экологическая чистота продукции, ее упаковка, а не перспектива вручную извлекать товар с потрепанного кузова грузовика, куда кучу арбузов закладывают «навалом», а по дороге они трескаются и разбиваются. Следовательно, выход в объединении производителей в кооперативы и профильные ассоциации, создании специализированной биржи, которая бы помогала своим членам внедрять упаковочные технологии, заключать фьючерсные контракты, анализировать потребности рынка и прогнозировать изменения спроса и цен.

К сожалению, владельцы баштанов Херсонской области не спешат объединяться даже ради перспектив совместного выживания и роста продаж. Поэтому они и остаются в положении той кумы, что умела готовить, да не умела подавать. А сладкие херсонские арбузы для них в дальнейшем хранить горький привкус коммерческих «провалов».

Инфоиндустрия

по материалам

«Голос Украины»