– Существует масса «рецептов» успешного продвижения продукции на рынок...
– Сегодняшние экономические реалии нацеливают машиностроителей на клиентоориентированность выпускаемой продукции. Невозможно обеспечить успешность продук- та, только соблюдая стандарты, ГОСТы и т.д. Ведь за востребованный на рынке и каче- ственный продукт «голосует рублем» отече- ственный и зарубежный покупатель. Поэтому производителю необходимо угадывать ожидания потребителя, улавливать подчас неясные и скрытые тенденции и намеки на рынке продаж. Причем в этом соревновании нужно опередить конкурентов, коих после вступле- ния России в ВТО становится все больше.
С этой целью в Концерне проведено детальное анкетирование потребителей техни- ки. В результате выявлено более двух сотен направлений для дальнейших улучшений потребительской привлекательности техники. Характерно, что во многом они связаны с эргономикой рабочего места, удобством работы операторов машин и обслуживания техники. На основе собранной информации, а также данных об отказах техники и претензиях потребителей, на всех предприятиях разработаны и внедряются программы по улучшению качества, содержащие в сумме более одной тысячи мероприятий. Всем предприятиям поставлены комплексные измеримые цели по улучшению удовлетворен- ности потребителя.
– Владимир Валерьевич, можете привести примеры?
– Нам в 2012 году удалось значительно улучшить качество готовой техники и двига- телей в состоянии поставки. Этого достигли
за счет тщательной подготовки и приемки из- делий перед отправкой на склад и отгрузкой. К примеру, по технике ОАО «Промтрактор» проблематика по отношению к 2011 году снижена в 2 раза, по ООО «ВМТЗ» – в 1,5 раза. ОАО «ТК «ВгТЗ» и ОАО «КМЗ» удержа- ли достигнутую в 2011 году высокую планку по данному показателю – менее одного заме- чания на каждые 100 отгруженных машин.
Наряду с повышением качества про- дукции предприятия Концерна должны системно обеспечивать эффективность своей деятельности. В соответствии с принципом TPS «Правильный процесс дает правильные результаты» предприятия Концерна в 2012 г. подтвердили свое соответствие требованиям международного стандарта ISO9001:2008.
Для улучшения слаженности действий предприятий в Концерне разработаны и вне- дрены унифицированные процедуры претензионной работы, управления несоответствую- щей продукцией, приемки техники по качеству и комплектности, оценки удовлетворенности потребителей, технологических аудитов, га- рантийного обслуживания продукции.
– Для решения проблем требуются нетрадиционные подходы...
– Нужно понимать, что условия, в которых необходимо строить работу по улучшениям, постоянно видоизменяются. Сегодня рынок требует все большего разнообразия модельного ряда техники и исполнения в сочета- нии с быстрой постановкой на производство новых и модернизацией существующих образцов машин и агрегатов. Время замкну- тых циклов производства осталось позади, сегодня все более усиливается технологическая и узловая специализация предприятий Концерна. Поэтому старые, проверенные десятилетиями методы работы перестают дей- ствовать. На смену им необходимо разработать и внедрить новые подходы, адекватные действительности. Одним из ключевых моментов является смена парадигмы «качество обеспечивается контролером» на «качество – личная задача каждого». За счет планомерного внедрения мотивационных систем «Три- Не» в 2012 году достигнута новая вершина по степени вовлечения производственного персонала в работу по качеству – более поло- вины бракованных изделий самостоятельно предъявлено рабочими в ОТК.
Немаловажным обстоятельством является и изменение внешней среды в части увеличивающейся вариабельности качества покупных комплектующих, производимых российскими предприятиями. Усилия для улучшений сконцентрированы в двух на- правлениях. Первое – замена поставщика на более надежного. Так, тяжело нагруженные узлы бульдозеров ОАО «Промтрактор» теперь комплектуются подшипниками другого про- изводителя. Такие же меры предприняты в отношении фрикционных дисков трансмиссии, рукавов высокого давления, гидронасосов, электрооборудования. Параллельно внедряются средства технического контроля для проведения испытаний покупных узлов. Так, на ООО «ВМТЗ» модернизированы стенды для входного контроля топливных насосов и электроаппаратуры.
Фундаментом стабильности качества продукции является технологическая обеспеченность – производственное оборудование, контрольно-измерительные технические средства, испытательные стенды, лаборатории. Вместе с тем непрерывно совершенствуется технология и конструкция изделий. Промышленная техника ОАО «Промтрактор» получила усиленный механизм натяжения-сдавания, улучшенную панель приборов, более эффективный блок радиаторов. Волгоградские тракторы улуч- шились за счет внедрения более жесткого крепления кабины, дополнительной опоры топливного бака, узлов ходовой системы с уплотнениями нового типа, существенно улучшена эргономика рабочего места колесных тракторов АГРОМАШ – оптимизирова- но расположение педалей, улучшена шумоизоляция кабины.
Все вышеперечисленное – сотая часть проведенных на предприятиях улучшений. Приоритетным для нас считаем не количество улучшений, а их постоянство. Это складывается из личной заинтересованности сотрудников Концерна при решении задач по улучшению качества продукции, ибо от этого зависит благополучие каждого из нас и Концерна в целом.
Беседовал Валерий Федисов
Фото Николая Маркушина
