Однако хорошо продаются сейчас только отечественные машины, в том числе — собранные в Алтайском крае. Местные производители сельхозтехники наращивают объемы производства и долю присутствия на рынке.
Ситуация на рынке агротехники в 2014 году была очень похожа на то, что происходило с продажами легковых машин: затяжная плавная стагнация, закончившаяся оживлением к концу года, которое так и не вывело уровень сделок на показатель 2013 года: алтайские аграрии потратили в 2014 году на полмиллиарда рублей меньше, чем годом ранее (4,3 млрд рублей против 4,8 млрд соответственно). Но кроме них местный рынок серьезно подогрели к концу года покупатели из Казахстана.
Некоторое снижение активности по обновлению парка и техперевооружению в минувшем году эксперты объясняют сложностями сезона. Напомним: он был отмечен паводком и засухой. Это снизило урожайность и заставило перенести уборку ряда сельхозкультур на зиму и весну, что отразилось и на финансовом состоянии хозяйств. Второй важный сдерживающий фактор — рост цен после падения курса рубля. Импортная техника, за исключением закупленных до кризиса остатков на складах, подорожала в два раза.
Однако парк сельхозтехники в крае постоянно нуждается в обновлении, поэтому на спрос подорожание повлияло не столь сильно. Зато значительно изменило его структуру.
Михаил Геронимус, генеральный директор компании «АСМ-Алтай»: «Сейчас на рынке продажи есть. Но берут только отечественное. Импортная техника не покупается вообще. Сегодня аграрии рассуждают так, что даже если у них появится возможность приобретать импорт, то при наличии отечественных аналогов они будут отдавать предпочтение последним. Они начинают считать стоимость владения и видят, что запчасти на импортную технику взлетели в цене до 2,5 раза».
Юрий Лукьянов, начальник управления механизации и организационной работы Главного управления сельского хозяйства Алтайского края: «Сегодня вести разговор о приобретении иностранных тракторов или комбайнов просто нереально. Но мы не сильно зависим от импортной техники. По основным видам у нас ее доля составляет лишь 7-8 %. Но владельцы иностранных машин сегодня испытывают значительные финансовые затруднения по их восстановлению. Помимо подорожания деталей сказывается еще отсутствие технологий ремонта и зависимость от завода-изготовителя. В „домашних“ условиях мы можем починить тот или иной узел К-700 или МТЗ. А по „Джон Дирам“ и „Нью Холландам“ мы многого не знаем, например, какие там допуски, посадки и т. д. Поэтому мы зависимы от ремонтных бригад дилеров».
Импортозамещение
Сложившаяся рыночная ситуация — шанс для алтайских производителей сельхозтехники. И они это уже почувствовали. Если в 2014 году на том же «АСМ-Алтай» собрали 44 «Кировца», то за один только первый квартал 2015 года предприятие получило 42 заказа. «Если такая динамика сохранится, то мы по итогам года увеличим выпуск „Кировцев“ минимум в два раза. Мощности нашего сборочного цеха позволят это сделать», — говорит Геронимус. Краевые власти анонсировали, что в регионе за 2015 год соберут не менее сотни таких тракторов.
Увеличение спроса на алтайскую сельхозтехнику и комплектующие к ним почувствовали и другие агроснабжающие организации.
Александр Костин, президент «АгроЦентра»: «Мы активно работаем в направлении импортозамещения. На собственной производственной базе мы выпускаем широкий спектр техники и запасных частей, по качеству не уступающих импортным образцам. Интерес к нашей технике стали проявлять и такие стабильно работающие на импортных машинах регионы, как Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и другие».
В том, что для российских заводов сейчас настало неплохое время, уверен и Виктор Зобнев, председатель совета директоров Рубцовского завода запасных частей. «Раньше к нам в регион поставляли много техники и запчастей из-за границы, а теперь рынок расчистился для внутренних товаропроизводителей», — говорит он.
По его словам, благоприятной для местных производителей техники рыночная конъюнктура стала еще с середины 2014 года. Сейчас спрос на продукцию завода опережает предложение. Рубцовское предприятие пока не может удовлетворить его в полном объеме, но работает в этом направлении — проводит модернизацию, набирает и обучает дополнительный персонал.
Цена на отечественную технику тоже растет. Во-первых, на рост курса доллара молниеносно среагировали производители металла и значительно подняли цену на свою продукцию. Во-вторых, увеличились и другие затраты промышленников. «Электроэнергия подорожала на 20 %, комплектующие — на 30 %, — говорит Виктор Зобнев. — Но мы сейчас подняли цены всего на 7 % относительно прошлого года, и по отношению к импортной продукции у нас, разумеется, более привлекательное предложение. Это увеличение непропорционально возросшим затратам, но за счет роста объемов произошло снижение себестоимости продукции, и это позволило нам не повышать значительно отпускную цену».
Покупают на свои
Нынешний год от предыдущих кроме переписанных ценников отличает еще и несколько новых тенденций в структуре спроса. «Особенность текущего сезона в том, что общий объем реализации техники остался неизменным, а посевных машин приобрели пока гораздо меньше по сравнению с предыдущими годами», — говорит Александр Костин. Изменение традиционной сезонности отмечает и Михаил Геронимус: «В весенние месяцы комбайны никогда не покупали. Сегодня берут и их. Одни — для уборки урожая, который еще стоит в полях с прошлого года, другие инвестируют средства сейчас, опасаясь дальнейшего повышения цен».
«Если сравнивать текущую ситуацию с 2-3 прошлыми сезонами, то структура покупок изменилась кардинально. В прошлом-позапрошлом годах технику брали по большей части в кредит, кукую-то часть в лизинг и совсем небольшую часть — за наличный расчет. В этом же сезоне техника приобретается в основном за собственные средства, и таких покупателей — до 80 %», — добавляет Костин.
Дилеры говорят: в первые три месяца спрос на технику их в целом скорее радует, но впереди еще девять, и что будет дальше — прогнозировать трудно. Многое будет зависеть от макроэкономических и политических событий и от ценников. «Сейчас рост цен замедлился, однако в целом тенденция сохраняется и к концу года может достигнуть +10 % к существующему уровню», — прогнозирует Александр Костин.
Сейчас дилеры ждут, как ответят на падение продаж российские представительства зарубежных марок. Пока с российского рынка еще никто из западных брендов не ушел (как это сделал недавно автомобильный General Motors). «Рынок России очень интересен для иностранных производителей, и они будут искать варианты, как остаться на нем, — уверен Михаил Геронимус. — Один из путей для них — предлагать более бедные комплектации. Но уходить с рынка они точно не намерены».
С бюджетной помощью
Краевые власти обозначили: они намерены поддержать алтайское машиностроение в этот важный момент, когда оно может получить второе рождение. Сейчас чиновники выдают гранты промышленным предприятиям на разработку и освоение выпуска новой техники, знакомят поближе продавцов с покупателями на таких мероприятиях, как «День поля» или «Демонстрационный показ алтайской сельхозтехники», который прошел 17 апреля в Поспелихе. «Наблюдательный совет краевого лизингового фонда приоритетную поддержку оказывает на покупку сельхозтехники преимущественно алтайского производства. Это принципиальный подход», — заявил на этом показе Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Сделать отечественную технику более привлекательной для крестьян призваны федеральные и краевые субсидии. Так, из госбюджета сельхозтоваропроизводители при покупке российских машин и механизмов могут получить скидку в 15 %. А при покупке того же «Кировца» местной сборки край компенсирует 10 % его стоимости. В результате экономия аграриев составляет 1,2-1,5 млн рублей. Когда повысится локализация производства комбайнов «Алтай-Палессе», которые собирают в Благовещенском районе из белорусских машинокомплектов, он тоже попадет под эту программу.
Без этой и других программ поддержки в нынешней ситуации аграриям придется непросто. Но даже они не решают многих проблем. «Механизмы господдержки работают, финансирование увеличивается, но рост цен на семена, удобрения, технику, запчасти и ГСМ нивелирует прирост государственных вливаний», — говорит Александр Костин.
«Хозяйства сейчас затруднены финансово. Возникает вопрос: а смогут ли они своевременно приобрести все то, что предлагает местный производитель? Пойдут ли банки навстречу? — рассуждает Юрий Лукьянов. — Пока банки предлагают кредитоваться под 19-24 %, и эти условия могут затормозить техперевооружение в крае».
Цифры
В 2014 году алтайские аграрии купили:
• 324 трактора
• 225 зерноуборочных комбайнов
• 50 кормоуборочных комбайнов
• 120 сеялок и посевных комплексов
• 4,3 млрд рублей составил общий объем инвестиций в сельхозтехнику.
Больше всех закупились:
• Павловский район — 417 млн рублей
• Поспелихинский район — 260 млн рублей
• Родинский район — 236 млн рублей
В пятерке региональных лидеров — Бийский и Советский районы. В десятке — Шипуновский, Локтевский, Мамонтовский, Зональный, Троицкий районы.
Факт
227 тракторов выпустили предприятия Алтайского края в 2014 году. Это на 1,8 % больше, чем годом ранее.
Источник: altapress.ru, Иван Кузьмин
