Осенью крестьяне загоняют в стойла не только крупный рогатый скот, но и своих «железных коней». Теперь, когда урожай прибран, значительная часть техники не потребуется, как минимум, до следующей весны

Рачительный хозяин к своим механизированным «лошадиным силам» относится очень бережно, тем более что их не так много. По данным руководителя республиканской службы Гостехнадзора Вячеслава Конакова, из 14,5 тысяч состоящих на учете самоходных машин ( тракторы, комбайны) на долю агропромышленного комплекса сейчас приходится всего 19%.
Причем, и эти невеликие силы тают не по дням, а по часам. За девять месяцев отрасль недосчиталась 372 самоходки, то есть, порядка 11% обитателей машинных дворов.
Не блещет и качественный состав имеющихся «штыков»: более 70% тракторов отработали уже больше восьми лет, к старичкам можно отнести и без малого половину штатных зерно - и кормоуборочных комбайнов. С такими возрастными «бойцами» аграриям, конечно, сложно брать высоты продовольственного самообеспечения.

Новобранцы не по карману
Разумеется, есть и обновление парка, нынче крестьянами республики приобретено 52 трактора и восемь зерноуборочных комбайнов, но, как констатирует руководитель отдела растениеводства и технической политики министерства сельского хозяйства и продовольствия РМЭ Эмир Каштанов, количество купленной техники, увы, не компенсирует ее выбытие.
По уму надо бы ежегодно обновлять 10-12% парка, но такие затраты хозяйствам явно не по карману. Даже при тех, кстати говоря, не очень значительных преференциях, которые государство дает аграриям на покупку новой сельхозтехники, далеко не все могут себе позволить выложить несколько миллионов рублей за комбайн. Особенно это касается дорогостоящих вещей, таких как зерносушильные хозяйства. Немало примеров, когда, взяв технику в лизинг, сельхозпредприятия оказываются не в состоянии платить по счетам и портят перед «Росагролизингом» репутацию всей республики.

Время технику подлечить
Поэтому в такой ситуации приходится особенно бережно относиться к тому, что есть. Сейчас после уборки наступило время, когда крестьянам можно заняться реабилитацией техники. Она здорово поизносилась за весну-лето-осень, тем более что тракторам и комбайнам зачастую приходится работать «за себя и за того парня».
На языке инженерной службы это называется постановкой техники на зимнее хранение. Очень важной этап, подчеркивает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РМЭ Иван Логинов. Тем более что весной 2016 года нагрузка на «железных коней» возрастет, потому что осенью из-за дождей негусто посеяно озимых, поднято зяби. Упущенное нужно будет наверстывать.

Этот проблемный "Енисей"
Сверку курса аграрии республики в этот раз провели на семинаре, который прошел в Мари-Турекском районе на базе местного техникума механизации сельского хозяйства и ремонтно-технического предприятия, где действительно есть что посмотреть. Да и район выбран не случайно - маритурекцы дают порядка 20% республиканского зернового «каравая». Задачи в целом понятны: провести диагностику, определиться с площадками для ремонта, со специалистами, которые будут этим заниматься, заказать недостающие запчасти, что, кстати говоря, не так-то просто - скажем детали для зерноуборочных комбайнов «Енисей» приходится искать по всей стране. Поэтому желанными гостями у инженерных служб были представители обслуживающих и снабжающих организаций.

Источник: Марийская правда

Автор: Дмитрий Шахтарин