Особенности техконтроля тракторов по-украински

14 ноября 2013 в 12:32

Доходы от проведении техосмотра сельхозтехники могут достигать 150 млн грн. в год

 
Техосмотр сельхозтехники превратился в прибыльный бизнес, который приносит десятки миллионов дохода в год частным компаниям
Когда два года назад был отменен обязательный техосмотр, большинство украинских водителей и автовладельцев вздохнули с облегчением – процедура снискала себе славу одной из самых коррупционных в Украине. Однако повезло не всем – техосмотр для коммерческого транспорта и спецтехники остался обязательным. Спорить с требованием регулярно следить за техническим состоянием автобусов и грузовиков, которые регулярно курсируют по самым загруженным автодорогам страны, сложно. Однако такие же требования остались и для всей сельхозтехники, которая зачастую вовсе не покидает пределы полей, что выглядит на первый взгляд странно.
«По сути, это лишь элемент поборов с сельхозпроизводителей. Здесь ни логики никакой, ни здравого смысла нет. Техосмотр автомобилей, которые ездят по автодорогам, отменен и никакой опасности нет. А там где трактор сам в поле, то там, оказывается, у нас огромная опасность существует и тут нужно проводить техосмотр», - возмущается генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.
Стоит напомнить, что в качестве упрощения процедуры, владельцам тракторов, комбайнов и сеялок предложили проходить технический контроль у частных компаний. Предусматривалось, что это должно было создать конкуренцию и устранить коррупционную составляющую. Правда, как отмечают эксперты, реализацию нововведения на практике скорее можно записать в перечень относительно честных способов отъема средств у граждан.  «Эта схема является нерезультативной с точки зрения реализации самого направления технического осмотра. Это ничего не дает – никто не проверяет технологическое состояние. В лучшем случае, приезжают люди, которые чисто профессионально не знают, что делать, что и как проверять. Это в лучшем случае, а в основном никто ничего не проверяет – проверяют только уплату средств согласно нормам», – сетует председатель Союза участников сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины и почетный президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич. При этом, плата взимается также и за агрегаты, которые по мнению эксперта, вообще никакой опасности представлять не могут, например, культиваторы или другие агрегаты.
Учитывая, что в среднем осуществление технического контроля обходится в 150-300 грн. за единицу техники (не считая затраченного времени), в год по стране вырисовывается внушительная сумма. Согласно данным Государственной сельхозинспекции Украины на начало года на учете находилось 790 тыс. единиц сельскохозяйственной техники, следовательно, на проведении техконтроля частные компании  в Украине могут зарабатывать более 150 млн. грн. в год.
При этом, кроме собственно платы за техосмотр, аграрии несут и дополнительные расходы. «При этом владельцы сельскохозяйственной техники должны уплатить как плату за проведение технического осмотра так и несут расходы связанные  с доставкой сельскохозяйственной техники для проведения контроля, либо с выездом представителя аккредитованного частного предприятия в хозяйство», - отмечает аналитик аграрных рынков Украинской аграрной конфедерации Дмитрий Сичкарь.
Более того, о необходимости отметить обязательный техосмотр сельхозтехники, которая не выезжает на автомобильные дороги национального значения, еще весной заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк. «Мы как министерство предлагаем провести отмену технического осмотра всей техники, не выезжает на национальные трассы ... Думаю, что после праздников, то есть до 25 мая, это введем», - заявил Николай Присяжнюк, пообещав, что соответствующий механизм вскоре будет утвержден постановлением Кабмина. Но до сих пор никакого постановления по этому поводу так и не появилось.
Впоследствии в Верховной Раде было зарегистрировано сразу три законопроекта, предлагающих отменить обязательный техконтроль для сельхозтехники. Все они были поданы депутатами-мажоритарщиками, для которых попытки продемонстрировать результаты своей работы перед избирателями на округе все еще не лишены смысла. Тем более, что судя по предварительно озвученной позиции Минагпропрода, шансы на принятие такого законопроекта были велики.
Однако уже во время рассмотрения первого из депутатских законопроектов Комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности оказалось, что в Кабмине от своих намерений упростить аграриям жизнь, судя по всему, отказались (к слову, все три похожие по своей сути законопроекта были почему-то распределены на рассмотрение разным комитетам парламента).
В частности, Министерство внутренних дел в своих выводах относительно такой инициативы отмечает, что отказ от обязательного техосмотра сельхозтехники приведет к ухудшению ситуации с безопасностью на дорогах и предлагает оставить все как есть. При этом уже в экспертной оценке Министерства финансов как аргумент против отмены техосмотров приводится аргумент, то 80-85%  всей сельхозтехники является устаревшей, она отработала амортизационный срок, а следовательно сама по себе представляет угрозу для жизни людей. В частности, неисправность сельхозтехники привела к гибели 14 трактористов в 2012 году (при общем количестве зарегистрированной сельхозтехники около 800 тыс. единиц). Статистика печальная, но всего на автодорогах Украины в прошлом году в ДТП погибло более 5000 тыс. человек (при более 7 млн. зарегистрированных автотранспортных средств). Таким образом, травматизм вследствие неисправности сельхозтехники в любом случае гораздо ниже, чем вследствие использования обычных автомобилей.
«Согласно статистике, неисправность транспортных средств приводит в среднем менее 0,3 % дорожно-транспортных происшествий. То есть ненадлежащее техническое состояние транспортного средства имеет очень слабую корреляционную связь с аварийностью и опасностью на автодорогах Украины. Учитывая тот факт, что сельскохозяйственная техника лишь 10 % рабочего времени является участником дорожного движения, понятно, что процент дорожно-транспортных происшествий с участием сельхозтехники из-за ее неисправности - мизерный. Руководствуясь такой логикой вопрос обязательного техосмотра для сельскохозяйственной техники остается непонятным», - отмечает аналитик аграрных рынков Украинской аграрной конфедерации Дмитрий Сичкарь. При этом, по словам эксперта, новая сельхозтехника, которую покупают аграрии, в формальном техосмотре вообще не нуждается, ведь при ее покупке, она обычно также обеспечивается и сервисным обслуживанием.
При этом, согласно экспертному выводу, предоставленному Национальным Университетом «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого», у экспертов вуза замечаний к предложению освободить аграриев от техосмотров не было.  Как не было значительных претензий и у Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики, а также у Бюджетного комитета. 
К тому же, можно констатировать, что сделать проведение техосмотров частниками прозрачным благодаря конкуренции также не удалось. Ценами на услуги компаний, которые имеют право его проводить, не раз вынужден был интересоваться Антимонопольный комитет. В частности, на Волыни областное отделение АМКУ заподозрило работающие в области компании в сговоре и потребовало от  них  снизить стоимость техосмотра. В итоге стоимость услуги была снижена на 2,6 – 36% (в зависимости от предприятия), что по подсчетам АМКУ только в одной области позволило сельхозпроизводителям сэкономить 100 тыс. грн. в год. На Николаевщине региональное отделение АМКУ и вовсе открыло  дело в отношении ООО «Техноторг-Дон» за злоупотребление  монопольным  положением.
При этом, согласно утвержденному Государственной инспекцией сельского хозяйства Реестру хозяйственных субъектов, которые уполномочены осуществлять технический контроль машин, проводить техосмотр получили право 48 частных компаний. У 21 предприятия срок действия соответствующего аттестата аккредитации уже закончился, у целого ряда компаний он истекает. При этом абсолютное большинство компаний имеет разрешение проводить технический контроль всего в нескольких районах. В то же время наибольшим представительством своих услуг (работает фактически во всех областях) может похвастаться николаевское ООО «Техноторг-Дон».
Сам директор ООО «Техноторг-Дон» Евгений Березовский человек непубличный и узнать о нем что-то, кроме скудных официальных данных, непросто. Гораздо более обширные связи имеет другой соучредитель этой же компании и директор совместного белорусско- украинского предприятия Торовый дом «МТЗ - Беларус - Украина» Игорь Калюжный.
К примеру, в прошлом году Игорь Калюжный был удостоен на Николаевщине почетного звания «Человек года». К слову, награду лучшему промышленнику области вручал герой Украины Юрий Бондин, которого в Николаеве рассматривали в качестве кандидата на пустующую должность мэра города от Партии регионов.
Примечательно, что успешное николаевское предприятие с 2010 года значительно увеличило количество госзаказов, успешно выигрывая тендеры по всей Украине, общая сумма которых достигает 200 млн. грн. С другой стороны, вряд ли такой видный местный бизнесмен, как сооснователь ООО «Техноторг-Дон», которая в прошлом году вошла в рейтинг «200 кpyпнeйшиx кoмпaний» жypнaла «Forbes Укpaинa», мог обеспечить процветание своего предприятия без налаженных отношений с местными властями. 
Стоит также учесть, что нынешнему губернатору Николаевщины уже совсем скоро предстоит отстаивать лицо Партии регионов на депутатских выборах по 132-му одномандатному округу и поддержка бизнеса, как и демонстрация возможностей собственного влияния, для него может быть очень кстати. По крайней мере, широкие возможности для этого у Николая Круглова остаются, пока свое влияние сохраняет премьер-министр Николай Азаров, с которым главу Николаевской ОГА связывают еще со времен работы в Государственной налоговой администрации Украины. Кстати, по словам главы Минагропрода Николая Присяжнюка, к идее министерства упразднить техконтроль для большинства сельхозтехники претензии появились именно у Николая Яновича, который потребовал соответствующее предложение доработать. То есть «покращить». А к чему в украинских условиях проводит «покращення» от власти, кажется, напоминать излишне.
 
Источник: comments.ua
 
Опубликовано: Теги: новости сельхозтехники

В ленту раздела Новости Сельхозтехники | Обсудить тему на форуме

ООО «Издательство Агрорус»
+7 (499) 500-10-84
119590, город Москва, ул. Минская, 1Г, корп. 1, офис 19
ООО «Издательство Агрорус»

Популярное

АЗСМ от­крыл окно в Ев­ро­пу для ал­тай­ской сель­хоз­тех­ни­ки

АЗСМ от­крыл окно в Ев­ро­пу для ал­тай­ской сель­хоз­тех­ни­ки

18.02.2018 | 08:00

Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения, который входит в Ассоциацию «Росспецмаш», отправил первый агрегат VELES БТ-26 в Бол­га­рию. Впе­ре­ди почти 5500 ки­ло­мет­ров и пе­ре­груз­ка ору­дия в Москве

Как по маслу: переработка масличных от Farmet на АГРОСАЛОН

Как по маслу: переработка масличных от Farmet на АГРОСАЛОН

17.02.2018 | 08:00

«Развитие, конструкция, сервис» – под таким девизом чешский производитель сельскохозяйственной техники, компания Farmet («Фармет»), уже 25 лет успешно работает во всем мире

«Работать много и на совесть». Плуги «Волгаагромаш» на АГРОСАЛОН

«Работать много и на совесть». Плуги «Волгаагромаш» на АГРОСАЛОН

16.02.2018 | 12:03

Компания «Волгаагромаш» приняла решение стать участником крупнейшего в России смотра сельскохозяйственной техники и оборудования АГРОСАЛОН 2018. Выставка пройдет с 9 по 12 октября в Москве и представит продукцию крупнейших мировых производителей

В Рязанской области пересчитали сельхозтехнику в преддверии посевной

В Рязанской области пересчитали сельхозтехнику в преддверии посевной

22.02.2018 | 15:00

В прошлом году в регионе велась активная работа по обновлению технопарка - аграрии Рязанской области приобрели более 380 единиц сельскохозяйственной техники



Комментарии (0)