Первым торговым спором для России в роли полноправного члена ВТО может стать разбирательство

Вчера ЕЭК решила ввести их на три года для поддержки российских и белорусских производителей. Сильнее всего от введения пошлин пострадает американская John Deere, для которой решение ЕЭК сделает невыгодным не только импорт комбайнов в Таможенный союз, но и их крупноузловую сборку в Подмосковье.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала уведомление о введении специальной защитной пошлины на импорт зерноуборочных комбайнов в Таможенный союз (ТС) на три года. Пошлина будет дифференцированной — она начнет действовать через месяц и до 14 марта 2014 года составит 26,7%, затем снизится до 26,2%. С 15 марта 2015 года по 14 марта 2016 года пошлина составит 25,7%. Ставки добавляются к действующей сейчас 5-процентной пошлине. Защитная мера распространяется на модули комбайнов (техника в частично разобранном виде — без колес, кабины и других узлов), которые сейчас импортируются в ТС беспошлинно. С февраля на зерноуборочные комбайны уже действует предварительная спецпошлина — 27,5%. Министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев подчеркнул вчера, что разницу между предварительной и окончательно утвержденной ставкой пошлины «таможенные службы должны будут вернуть импортерам».

В пресс-релизе ЕЭК говорится, что в ходе защитного расследования комиссия сделала вывод о «резком росте импорта» комбайнов в ТС и «причиняемом таким импортом ущербе отрасли». По данным ЕЭК, в период с 2009 по 2011 год импорт зерноуборочных комбайнов вырос на 19,1%, а в первом полугодии 2012 года — на 92,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Это привело к снижению объема производства зерноуборочных комбайнов на 14,4%, к падению объемов их продаж на 43,4%»,- утверждается в сообщении ЕЭК. В итоге доля производителей комбайнов на рынке ТС сократилась на 14,3 п. п., а их прибыль упала в 3,6 раза. В ЕЭК отмечают, что расследование было проведено «в строгом соответствии с нормами ВТО».

Расследование началось в июле 2012 года по инициативе российских производителей — «Ростсельмаша» (крупнейший игрок рынка) и Красноярского завода комбайнов (входит в концерн «Тракторные заводы») на фоне резкого падения спроса. Они «полностью удовлетворены» решением ЕЭК. «Мера временная, но за время ее действия мы рассчитываем компенсировать ущерб от резко возросшего импорта и провести ряд адаптационных мероприятий к работе в условиях иностранной конкуренции — в том числе обновление модельного ряда и модернизацию производственных мощностей»,- говорит директор ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой.

Однако, по словам источников «Коммерсанта»на рынке, мера «может быть опротестована иностранными производителями на уровне ВТО или в суде ЕврАзЭС». Источники говорят, что сильнее всего пострадают американские John Deere и CNH (их представители вчера не комментировали ситуацию). У компаний есть производство в России, но ряд моделей они ввозят. Кроме того, собеседники издания подчеркивают, что иностранцам «было выгодно ввозить модули комбайнов по нулевой пошлине и потом собирать в России, теперь такая сборка теряет смысл». «Импортеры будут вынуждены ввозить не модули, а комбайны в разобранном виде, что уравняет их с отечественными игроками в уплате пошлин на комплектующие, которые, например, на двигатели составляют 10%»,- подчеркивает Евгений Корчевой. «Если иностранцы обжалуют решение ЕЭК в рамках процедур ВТО — это может стать первым прецедентом торгового спора с момента вступления России в организацию»,- подчеркивает один из собеседников издания. Профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский уточняет, что после изучения ситуации импортеры могут начать консультации о спецпошлинах на уровне ВТО — по их итогам будут приняты решения о дальнейших шагах.

Ранее специалисты агентства Moody’s опубликовали исследование, из которого следовало, что в то время, как членство России в ВТО окажет положительное влияние на деятельность российских импортеров и некоторых экспортеров, часть компаний, действующих в отраслях машиностроения и сельского хозяйства, скорее всего пострадают.

Некоторые компании, включая производителей машиностроительной продукции (например, в области сельскохозяйственного машиностроения) могут пострадать от вступления России в ВТО. Продукция компаний из этих отраслей часто неконкурентоспособна на мировых рынках, а их возможности по улучшению операционной эффективности ограничены. Потеря рыночной доли и сокращение продаж неизбежно приведут к снижению прибыльности и денежных потоков, что может привести к ухудшению кредитных показателей этих компаний". По мнению Moody’s такие производители, как группа «ГАЗ» и ОАО «Камаз» могут существенно пострадать от вступления России в ВТО.

Источник: Агро Перспектива