"Дочка" "Татнефти" из-за переполненных складов останавливает производство на 11 дней подряд 

 

Сегодня в шинном комплексе «Татнефти» объяснили причины готовящихся затяжных майских каникул на «Нижнекамскшине». Этот шаг, судя по комментариям компании, продиктован соображениями экономии, чтобы не тратиться на работу в режиме «старт-стоп» между выходными. Между тем в своем интервью гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов говорил, что такие остановки — дело неизбежное из-за жесточайшей конкуренции на сложном рынке. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают падение прибыли НКШ в прошлом году почти вдвое: связано это с неважным положением у автопроизводителей.

«НИЖНЕКАМСКШИНА» СООБЩИЛА О МАЙСКИХ КАНИКУЛАХ

Сегодня в шинном комплексе «Татнефти» газете «БИЗНЕС Online» сообщили о планируемой остановке производства «Нижнекамскшины» с 1 по 11 мая. Решение в компании объяснили большим запасом готовой продукции и желанием избежать частых остановок и пусков оборудования. «В связи с большим количеством праздничных и нерабочих дней в первой декаде мая во избежание проведения в связи с этим частых остановок и пусков технологического оборудования, а также принимая во внимание достаточное количество готовой продукции для реализации принято решение об останове производства с 1 по 11 мая 2014 года, — рассказали на предприятии. — Традиционно в майские праздники коллективы предприятий нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» отдыхают».

Между тем на днях в СМИ появилась информация о недовольстве рабочих, возмутившихся «отпуском за свой счет». Работникам предприятий действительно рекомендуют оформить очередные или дополнительные отпуска, пояснили «БИЗНЕС Online» на предприятии. А при отсутствии дней отпуска будет выплачено 2/3 средней заработной платы. Для справки добавили, что отпуск большинства работников составляет более 35 дней. Кроме того, фактически с 1 по 11 рабочими днями будут всего четыре дня — с 5 по 8 мая, остальные же дни праздничные и выходные.

 

Иными словами, руководство «Татнефти» не хочет запускать конвейер в режиме «старт-стоп», чтобы уменьшить расходы на «раскочегаривание» сложного производства. Проявления же недовольства работников в компании объясняют тем, что люди пока просто не до конца поняли, что им предлагают на самом деле.

Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» источники в торговом доме «Кама» (через него реализуется основная часть продукции предприятия), все заводы «Нижнекамскшины» в настоящее время работают, простоев в этом году у предприятия, за исключением «новогодних каникул», не было. Вопросы об остановке производства, по словам источника, периодически возникают и обсуждаются, но, по имеющейся в торговом доме «Кама» информации, на майские праздники многие автомобилестроительные предприятия, в том числе АвтоВАЗ и КАМАЗ, собираются работать.

Остановки на предприятиях, связанных с автомобильным комплексом, — дело нередкое. Так, ОАО «КАМАЗ» в этом году отправил людей в отпуск в январе, а в феврале компания жила «по шариату», работая четыре дня в неделю. Показатели первого квартала компании показывают падение выручки на 5 млрд. рублей и убытки на 1,4 млрд. рублей. Как сообщают федеральные СМИ, на днях решил сбавить обороты и АвтоВАЗ. Со вчерашенго дня и до 30 апреля остановлено производство автомобилей LADA Kalina и LADA Granta. А с понедельника и до конца месяца будет приостановлено производство и LADA Priora.

«Российский рынок интересен всем. Со всех концов света сюда едут круглые, квадратные шины, качественные, некачественные, с красивыми наклейками и именами — все идут сюда»
«Российский рынок интересен всем. Со всех концов света сюда едут круглые, квадратные шины, качественные, некачественные, с красивыми наклейками и именами — все идут сюда»

Согласно годовому отчету «Нижнекамскшины» за 2012 год, 68% своей продукции компания поставляла на АвтоВАЗ, 16% — в ООО «Фольксваген Груп Рус», 11% — ОАО «УАЗ».

Грузовые шины для КАМАЗа в общей доле поставок занимает не столь большое место — 0,2%, еще 0,6% грузовых шин уходит в «Объединенную автомобильную группу», по 0,3% — в ООО «ПСА ВИС-Авто» и «Фузо КАМАЗ Тракс Рус». Таким образом, доля челнинского заказчика в общем составляет 0,5%. Тем не менее ранее сообщалось, что почти 90% шин КАМАЗ получает из Нижнекамска.

«В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ ПРИХОДИТСЯ ИНОГДА И ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ»

Это не первая остановка конвейера «Нижнекамскшины» за последнее время. Известно, что компания останавливала производство в сентябре прошлого года. Ситуацию в ходе встречи с журналистами в январе этого года прокомментировал гендиректор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов.

«Получилось так, что шинный комплекс оказался вовлеченным в острейшую конкурентную борьбу, — заявил гендиректор ОАО «Татнефть» в ответ на вопрос, в чем была причина простоя «Нижнекамскшины». — Вы посмотрите, какие шины на автомобилях стоят. Это один из первых российских промышленных объектов, который оказался вовлеченным в острейшую конкурентную борьбу. Российский рынок интересен всем. Со всех концов света сюда едут круглые, квадратные шины, качественные, некачественные, с красивыми наклейками и именами — все идут сюда. В конкурентной борьбе приходится иногда и останавливаться. Куда мы денемся — есть и спады, есть и подъемы!»

Между тем прошлогодние проблемы на авторынке сказались на положении дел «Нижнекамскшины». По итогам 2013 года выручка предприятия снизилась на 8,5%: с 17,76 млрд. рублей в 2012 году до 16,26 млрд. рублей в 2013 году. Основным драйвером торможения стало резкое падение спроса как на легковые, так и на коммерческие автомобили.

Валовая прибыль сократилась на 154 млн. рублей до 1,26 млрд. рублей по итогам 2013 года. Чистая прибыль «Нижнекамскшины» уменьшилась в 1,9 раза: с 68,9 млн. рублей за 2012 год до 35,9 млн. рублей за 2013 год.

 

Напомним, что «Нижнекамскшина» входит в состав шинного комплекса «Татнефти». В группу также входят ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» (поставщик сырья), ООО «Торговый дом «Кама».

Шинный комплекс «Татнефти» выпускает более 180 моделей шин: легковые, сельскохозяйственные, грузовые, легкогрузовые, цельнометаллокордные.

ШИННАЯ ОТРАСЛЬ ВПАЛА ВО ВЛАСТЬ СТАГНАЦИИ: РЫНОК ВЗЯЛ ПАУЗУ

Что происходит на шинном рынке, каково его положение и куда он движется? С этим вопросом «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Официальные причины приостановки производства на предприятии не новы — «Нижнекамскшина» объясняет это перепроизводством, но сотрудников отправляет в отпуск за свой счет на время простоя. У компании уже был аналогичный опыт: осенью прошлого года предприятие так же останавливало конвейер на 10 дней, сотрудники отдыхали без сохранения зарплаты.

Вероятнее всего, причина немного в другом: сектор автопрома переживает сейчас не лучшие времена, спад объемов производства автомобилей в России по итогам 2013 года составил 1,9 процента в сопоставлении год к году. Соответственно, снизился и спрос на шинную продукцию. Само по себе шинное производство за 9 месяцев 2013 года сократилось на 1 процент, емкость рынка снизилась. «Нижнекамскшина» наращивала объемы производства, в то время как ее конкуренты сокращали параметры выпуска продукции, к примеру, за январь-сентябрь прошлого года продажи у Nokian снизились на 3 процента, у Pirelli — на 3,5 процента.

Скорее всего, текущий год окажется не результативнее: спад в российской экономике и потенциальные сложности с иностранными партнерами и кредитами могут спровоцировать сокращение шинного производства на 5 - 10 процентов, падение спроса на продукцию на те же 10 процентов.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Согласно данным Росстата, в 2013 году индекс производства по виду деятельности «производство резиновых шин, покрышек и камер» составил 99,2 процента по сравнению с 2012 годом. В 2013 году шин, покрышек и камер резиновых новых в стране было произведено 50 миллионов 795,2 тысячи штук против 50 миллионов 606 тысяч штук в 2012 году. Шин и покрышек для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов было произведено в 2013 году 7 миллионов 234,9 тысячи штук против 8 миллионов 236,7 тысячи штук.

 

То есть видно, что шинная отрасль, как и другие отрасли экономики в минувшем году, также находились во власти стагнации. Кроме того, не исключено, что происходило дальнейшее перераспределение рынка между производителями шин, в частности, увеличение доли иностранных производителей, что также могло сказаться на таких результатах работы компании.

Ситуация на отечественном авторынке в 2014 году в первую очередь будет зависеть от того, как будет развиваться экономика, удастся ли преодолеть негативные явления в ней, которые наблюдались в 2013 году, наступит ли улучшение ситуации в ней. Если это произойдет и влияние стагнации будет минимизировано, то возможно, что показатели будут выше, чем в 2014 году. То есть у граждан появится определенная уверенность в своем будущем, станет яснее ситуация с их занятостью, а значит, и с доходами. И они могут принять решение о приобретении машины, что поддержит автопроизводителей.

С другой стороны, как я уже неоднократно говорил ранее, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода «передышка», которая не связана с какими-то кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объемов производства и продаж, качественным изменением в модельном ряду, увеличением доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, ростом продаж компактных автомобилей. И в этом случае 2013 год можно считать как раз первым годом такой «передышки» на российском автомобильном рынке, а 2014 год может стать вторым годом этой «передышки». То есть показатели работы автопрома могут оказаться на уровне 2013 года или даже немного ниже этого. То есть эти два фактора действуют друг против друга и в какой-то степени уравновешивают друг друга.

Но помимо этих факторов серьезное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворенный спрос на автомобили в нашей стране. Ведь по уровню автомобилизации Россия отстает от многих стран, так что нашему рынку есть куда расти. Поэтому не исключено, что ситуация с производством и продажей автомобилей в 2014 году будет лучше, чем в 2013 году, что позволит автопроизводителям произвести и продать больше автомобилей в наступившем году. В случае такого развития событий на автомобильном рынке страны у шинников также будет возможность увеличить свои производственные и финансовые показатели. Главное, чтобы ситуация стала меняться в лучшую сторону и стагнация начала отступать.

 

Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:

— В 2013 году выпуск шин для легковых автомобилей вырос на 6,2 процента до 34 миллионов штук, для сельскохозяйственной техники — на 4,6 процента до 1,425 миллиона шин. А вот производство шин и покрышек для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в 2013 году снизилось на 11,6 процента до 7,235 миллионов штук.

В этом году наблюдается резкое сокращение производства автомобилей. Многие предприятия временно останавливают производство, вводят сокращенную рабочую неделю. Рынок автомобилей будет сокращаться под влиянием целого ряда факторов, среди которых и рост курса доллара и неуверенность в завтрашнем дне, и даже введение платных парковок. Рынок автошин пока наращивал объемы за счет того, что внутреннее производство заменяло импорт, но в этом году может столкнуться с проблемами по сбыту

Падение шинного рынка особенно активно прослеживалось в четвертом квартале прошлого года. Объем выпуска шин заводами России за 4 квартал составил 6,9 миллиона шин, что на 426 тысяч или 5,8 процента меньше, чем за аналогичный период 2012 года.

В отчете «Нижнекамскшины» говорится, что несмотря на сокращение производства в 4 квартале прошлого года, в целом за 2013 года показатели остались на уровне 2012 года (100,04 процента), 2013 год — 28,967 миллиона штук, 2012 год — 28,956 миллиона штук. Доля «Нижнекамскшины» в 4 квартале 2013 года в общем выпуске шин заводами России составила 35,34 процента (в 4 квартале 2012 года — 35,83 процента).

Источник: business-gazeta.ru