«Русагротранс» сократит инвестпрограмму из-за снижения урожая зерна

 

Из-за прогнозного снижения урожая зерна в 2012 году и, как следствие, сокращения экспортного потенциала страны крупнейший национальный перевозчик сельхозкультур «Рус­агротранс» урезает инвестпрограмму на 3 млрд руб. К середине 2013 года компания планировала увеличить свой парк зерновозов на 1,5 тыс. штук, однако теперь ограничится покупкой 200 вагонов. По информации РБК daily, уже сейчас из-за падения объемов перевозок простаивает почти каждый восьмой вагон «Русагротранса».

В предстоящем сельхозсезоне (с 1 июля 2012 года по 30 июня 2013 года) «Рус­агротранс» собирался закупить 1,5 тыс. вагонов-зерновозов, рассказал РБК daily представитель компании Александр Чернов. Однако после ухудшения видов на урожай 2012 года и экспорт зерновых компания до середины 2013 года приобретет не более 200 вагонов, добавил он. Если учесть, что средняя стоимость зерновоза составляет 2,4 млн руб., то, отказавшись от покупки 1,3 тыс. вагонов, «Русагротранс» урежет инвестпрограмму более чем на 3 млрд руб.

«Очередной сезон подтвердил тенденцию неравномерного распределения нагрузки и высокой волатильности на зерновом рынке, — сетует г-н Чернов. — Уже сейчас компания вынуждена поставить в отстой порядка 3,5 тыс. вагонов». На сегодняшний день подвижной парк «Русагротранса» включает 30 тыс. зерновозов.

Если по итогам завершающегося сезона (закончится 30 июня 2012 года) Россия экспортирует порядка 28 млн т зерна, то в новом сезоне страна может вывезти 18—20 млн т, прогнозирует г-н Чернов. «При этом ситуация осложняется практически полным отсутствием экспортно-пригодных остатков в основных регионах. Простаивает парк подвижного состава, простаивает логистическая инфраструктура, а также растут расходы на передислокацию парка к местам отстоя», — добавляет он.

По оценке Минсельхоза России, которую вчера озвучил новый глава ведомства Николай Федоров, в 2012 году в России может быть собрано 85 млн т зерна, а экспортировано не менее 20 млн т. Еще три месяца назад Минсельхоз ожидал валовой сбор зерна в этом году не ниже прошлогоднего — 94 млн т. Аналитический центр «Совэкон» в феврале давал прогноз по урожаю в пределах 87—93 млн т, в мае понизил его до 87—90 млн т, а сейчас ожидает сбора не более 85 млн т. Экспорт зерна может быть на несколько миллионов тонн ниже того, что озвучил Минсельхоз, считает исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов-младший.

В прошлом году ситуация на рынке зерноперевозок была совсем иной. С конца августа 2011 года на фоне рекордных объемов зернового экспорта — свыше 3 млн т ежемесячно — операторам катастрофически не хватало вагонов для внутренних и внешних перевозок. По словам топ-менеджера компании-зернотрейдера, дефицит зерновозов отмечался вплоть до марта текущего года. «Полгода назад, чтобы перевезти зерно, мы должны были подавать заявку в «Русагротранс» до 20‑го числа предыдущего месяца, — рассказал собеседник РБК daily. — А сейчас перевозчик нас уведомил, что готов исполнить наши июньские заявки в этом же месяце и без повышающего коэффициента за срочность».

Вместе с тем свертывать сейчас инвестпрограмму неоправданно, уверен г-н Сизов: чиновники ожидают увеличения урожая к 2020 году до 125 млн т и расширения экспортного потенциала до 40 млн т. «Возможно, в этом году вопрос нехватки вагонов не будет стоять очень остро, но в последующие годы с увеличением экспортного потока эта проблема вновь будет обостряться», — добавляет эксперт.

 

А. Кузьменко, www.rbcdaily.ru