Дальневосточная магистраль завлекает тихоокеанскую рыбу вглубь страны

 

С начала года на Дальневосточной дороге упали объёмы погрузки морепродуктов. За январь – март вглубь страны в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах отправлено всего 94,6 тыс. тонн рыбы – 82% по сравнению с I кварталом прошлого года.

 

Как вернуть рыбу в вагоны, обсуждали на встрече с рыбопромышленниками региона в территориальном центре фирменного транспортного обслуживания.

Отчасти перевозки продукции морского промысла уменьшились из-за продолжающегося роста экспорта рыбы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, отметил первый заместитель начальника ТЦФТО Алексей Лоншаков. Эта тенденция наблюдается не первый год. «По данным Приморского территориального управления Росрыболовства, в прошлом году из 1,6 млн тонн морепродуктов, доставленных для оформления в порты и портопункты Приморья, около 1 млн тонн затем ушло за границу. Лишь 41% улова был выгружен для дальнейшей переработки или реализации в России», – сообщил Алексей Лоншаков.

С одной стороны, дальневосточная рыба сдаёт позиции на рынках западных регионов страны из-за высокой розничной цены, чему способствуют накрутки посредников. С другой – на российском берегу должна быть развита сопутствующая инфраструктура, в первую очередь припортовые холодильные мощности для перевалки морепродуктов. А их на Дальнем Востоке не хватает.

Планы развития, впрочем, имеются. ООО «ДВ Порт» (в 2012 году компания отгрузила 1,3 тыс. вагонов с 69,5 тыс. тонн рыбы – на 56% больше, чем в 2011-м) намеревается построить во Владивостоке одноэтажный холодильник для единовременного хранения 20 тыс. тонн мороженой продукции, контейнерный терминал вместимостью до 1 тыс. TEU, в том числе для работы с рефрижераторными контейнерами, развивать в порту железнодорожные пути, проинформировал заместитель начальника отдела маркетинга ТЦФТО Александр Редько.

Однако эти планы будут реализованы не ранее 2014–2015 годов. А пока железнодорожники предложили промысловикам использовать для хранения рыбной продукции незадействованные холодильники внутри региона, в частности ёмкости ООО «Хабаровский хладокомбинат», которое готово принять дополнительные объёмы рыбы. Всего склады предприятия рассчитаны на 10 тыс. тонн мороженой продукции. Есть специализированные площади и в порту Ванино, отметил Алексей Лоншаков. Вместимость холодильника там небольшая – 5 тыс. тонн, зато он свободен практически всегда, за исключением времени летне-осенней путины.

«Мы с Ванинским портом работаем с 1994 года. Там всё отлажено, и цена у них чуть ниже Владивостока», – подтвердил заместитель председателя правления рыболовецкого колхоза им. Ленина (посёлок Охотск) Геннадий Алифанов.

Обсудили на встрече и стоимость транспортировки морепродуктов. В этом году по-прежнему применяются исключительные тарифные условия на их перевозку в рефрижераторных вагонах, уточнил Алексей Лоншаков. Несмотря на общее повышение тарифов в начале года, для рыбы они снизились на 8%, и сегодня доля услуг железной дороги, например, в цене доставки морепродуктов от станции Мыс-Чуркин до Москвы составляет всего 3,5 руб. за 1 кг. Правда, с учётом стоимости предоставления подвижного состава она доходит до 7–10 руб. за 1 кг, заметил помощник председателя рыболовецкой артели им. 50-летия Октября Вячеслав Секунов.

Специалисты ТЦФТО посоветовали промысловикам заключать долгосрочные договоры с оптово-розничными потребителями и собственниками или арендаторами вагонов. «Тогда стоимость перевозки будет предсказуемой даже во время путины, когда операторы, как правило, поднимают свои расценки», – резюмировал Александр Редько.

Источник: Гудок