Как торговцы отреагировали на падение рубля

 
Пока на прошлой неделе рубль обновлял рекорды падения, продавцы московских магазинов были вынуждены переписывать ценники. Первыми жертвами подорожания стали скоропортящиеся импортные товары — овощи, фрукты и рыба. А вот подозрения, что за ними последуют цветы и электроника, почти не подтвердились.
 
Не день гурмана
В большинстве супермаркетов на возмущенное "Ой как сильно у вас голландская морковка подорожала!" только разводили руками. В "Магните" с "Деньгами" говорить наотрез отказались, только сердобольная старушка, в тележке которой в лучших советских традициях уже лежали консервы, сахар и гречка, посоветовала запастись этой морковкой, шепнув со знанием дела: "Цены еще вырастут".
 
Зато в одном из "Перекрестков" к просьбе объяснить ситуацию отнеслись со всей серьезностью и даже показали распечатку с новыми ценами, которые магазин установил с понедельника, 3 марта. Напомним, именно в этот день, после того как 1 марта Совет федерации дал согласие президенту России на использование Вооруженных сил РФ на территории Украины, курс рубля достиг исторических минимумов к доллару и евро.
 
В начале года цены на свежие фрукты и овощи всегда повышаются, в этом году, может быть, чуть-чуть заметнее, поделилась опытом сотрудница "Перекрестка". По ее словам, цены на охлажденное мясо пока стабильны, никаких шоков здесь не ждут. Наибольший же рост цен заметен в овощном и фруктовом отделах. Цена голландской моркови в мгновение подскочила на 12%, с 25 до 28 руб./кг. Испанские огурцы подорожали на 8% — до 41 руб. за штуку. Новая цена итальянских яблок выше аж на 23%, израильского сладкого перца — на 12%. И только цены на российские продукты неизменны.
 
В "Азбуке вкуса" в понедельник тоже меняли ценники и тоже на скоропортящиеся продукты, признался "Деньгам" один из сотрудников супермаркета. Он смущенно указал на новые ценники: бакинские помидоры — 526 руб./кг, азербайджанские же огурцы — 592 руб./кг. А вот цены на фрукты не менялись с прошлой недели.
 
"Мы пока стараемся сдерживать цены,— заверил пресс-секретарь "Азбуки вкуса" Андрей Голубков.— Проводим переговоры с поставщиками, убеждая их не делать резких движений. В каких-то случаях ради сдерживания цен жертвуем собственной маржой". По его словам, подорожание коснется только импортных товаров, хотя "некоторые отечественные компании пытаются воспользоваться сложившейся конъюнктурой" и тоже повышают цены. С точки зрения производителя этот шаг понятен: если отечественная морковка ничем не хуже голландской, почему бы супермаркету не купить ее по голландской цене?
 
"Ну может, и подорожали овощи слегка с выходных,— недоверчиво сказала сотрудница супермаркета Billa и тут же поспешила добавить: — Но что-то ведь и подешевело! Спаржа (из Мексики.— "Деньги") всего 200 руб., неделю назад была 220. Лаймы бразильские теперь по 12 руб. Огурцы и помидоры наши, цена прежняя". Снижение цен на продукцию из Латинской Америки связано с девальвацией валют развивающихся стран.
 
В официальных комментариях ритейлеры заявляют, что доля импорта у них небольшая (10-20%), паниковать не стоит. "Мы закупаем большинство товаров у российских поставщиков и производителей на основании договоров поставки, цены в которых фиксированы в рублях",— пояснила Оксана Токарева из METRO Cash & Carry. Операционный бизнес компании почти не подвержен курсовым рискам, а "на настоящий момент цены в наших торговых центрах остались на прежнем уровне", заявила Токарева.
 
"В ассортименте магазинов у дома примерно 90% товаров российского производства, но около трети из них, хоть и изготовлены на территории России, в значительной мере зависят от импорта,— поясняет директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.— Кондитерская промышленность использует импортный шоколад, в мясной и рыбной консервации — импортное сырье". Впрочем, из-за роста закупочных цен сеть уже была вынуждена повысить цены на сахар, признается она.
 
Электроника не дрогнула
После продуктовых супермаркетов магазины электроники и бытовой техники выглядели уныло. Если в первых забегавшиеся сотрудники отвечали на вопросы "Денег" впопыхах и односложно, то в "М.Видео" и "Белом ветре Цифровом" работники торговых залов готовы были вести долгие философские беседы о влиянии зарубежных рынков на темпы продаж в Москве. Покупатели здесь лениво разглядывали витрины, с тележками, полными айфонов про запас, никто замечен не был.
 
Сотрудники этих магазинов заверили, что за последнюю неделю цены не повышались. "Знаете, это самый популярный вопрос, но волноваться пока рано",— успокаивал пресс-секретарь "М.Видео" Антон Пантелеев. По его словам, в ближайшей перспективе повышения цен тоже не будет, потому что стоящий сегодня на полках магазинов товар закупался до начала валютных колебаний. "Стока по нынешним ценам хватит еще на несколько месяцев. Самое важное: одни из самых популярных товаров — крупная бытовая техника, ТВ — в меньшей степени подвержены движению курсов, так как их производства локализованы в РФ. А цены на цифровую технику — смартфоны, планшеты, ноутбуки — снижаются очень быстро, в течение года до 25-30%, поэтому возможные изменения цен нивелируются этим эффектом",— заверил он.
 
Нынешнее курсовое колебание далеко не первое за последние месяцы, но повышать отпускные цены магазины не рискнут из-за высокой конкуренции, отмечает руководитель пиар-отдела сети MediaMarkt Анна Трофимова. MediaMarkt цены не повышал, более того, из-за разнообразных акций товары сейчас можно купить даже дешевле, чем в начале года.
 
На Савеловском рынке настроение другое — здесь работают с минимальной маржой и закупочными ценами в долларах. Продавец в магазине "Старт-мастер" (компьютеры на заказ) говорит, что подорожание уже произошло: вот, скажем, жесткий диск SEAGATE стоит 2390 руб., а был на 300 руб. дешевле. "Мы увеличивали наши цены в декабре перед праздниками, это позволило нам их практически не менять в январе, несмотря на девальвацию. Сейчас поставщики сами увеличивают цены на комплектующие, боюсь, что они будут расти с каждой поставкой — два-три раза в неделю. Если так пойдет и дальше, за месяц цены на компьютеры могут подскочить на 30%",— продолжает он.
 
Праздник не для всех
Вопреки ожиданиям "Денег" живые цветы накануне праздников подорожали даже меньше, чем в прошлом году, хотя 90% рынка обеспечивается поставками с Алсмеерской биржи в Нидерландах. Сейчас там самая горячая пора: брокеры работают по 16 часов в сутки. Московские цветочники ажиотаж уже ощущают, но большой куш в этом году не сорвут: резко усилившаяся конкуренция мешает им взвинтить цены в полтора раза, как в прошлом году.
 
"В последние дни цены на живые цветы выросли на 10%, до конца праздников, может быть, подрастут еще немного,— рассказала Ирина, продавщица одного из московских магазинов "Цветы 24 часа".— Это не только из-за 8 Марта, но и из-за скачка курса. Вы же знаете, как евро взлетел?"
 
Основные поставщики столичных цветочников — Нидерланды и Эквадор — традиционно повышают цены на свою продукцию в первые дни марта. "Мы в эти дни не так много выигрываем, как вы думаете, поставщики тоже хотят нажиться и задирают цены",— настаивает Ирина. Магазинам один тюльпан обходится в 15 руб., роза — в 30-50 руб. (самые дешевые — из Кении, самые дорогие — из Эквадора). В витрине розничного магазина или на цветочном базаре они уже стоят от 40 и 70 руб. соответственно.
 
"Рынок сейчас совсем не такой, как год назад. Раньше было только два цветочных рынка с мелким оптом, сейчас появилось много маленьких фирм, и конкуренция среди них очень высокая,— продолжает Ирина.— У всех сейчас предпраздничные акции и скидки, покупателя иначе не заманишь. Все хотят заработать, но повышать цены больше чем на 20-25% никто не рискнет. Сейчас тут следуют скорее правилу "Лучше продать много да дешево, чем мало и втридорога". Иначе люди просто уйдут к конкурентам".
 
На цветочном развале у метро нас также заверили, что не могут себе позволить серьезное повышение цен: "15-20% — это предел, чуть выше, может быть, подниму только на тюльпаны. Из-за роста курса прибыль у всех в этом году будет значительно меньше, чем в прошлом".
 
Источник: kommersant.ru