В сельской местности практикуют семейное обучение детей

Домашние роды, семейное обучение… Эта логическая цепочка очевидна для определенного круга людей, которые осознанно подходят к жизни. Именно таких людей объединила 2-я конференция «Альтернативное образование в России», которая прошла в Москве.

Как заметил идеолог и организатор конференции, отец 3-х детей, двое из которых обучаются в семье, Алексей Семенычев, учителей и родителей, практикующих альтернативное обучение, объединяет драйв жизни. «Они меняют себя и учат детей меняться, чтобы в итоге изменить мир к лучшему. Это определенное состояние души как учителей, так и родителей, которые непрерывно развиваются. Дети становятся одним из способов развития, и люди понимают, что только от них зависит, как будут развиваться их дети. Это особенные люди, которые ответственно относятся к жизни. У них особый склад ума – склад ума будущего. Таких людей немного, но именно они двигают мир вперед».

Если в США, где домашнее обучение (хоумскулинг) очень популярно, оно развивается в основном в сельской местности среди фермеров, то в России на семейное образование переходят главным образом жители больших городов - Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда. Отчасти это связано с тем, что в российской глубинке слабо развит Интернет, который необходим для доступа к дистанционным курсам и урокам. Но основная причина в другом.

Пока в России не будет создано нормальное грамотное село с точки зрения экономики и инфраструктуры, там не будет никакого образования – ни семейного, ни школьного, полагает г-н Семенычев.

В то же время, по его мнению, семейное обучение никогда не заменит школы. Оно не решает проблему нехватки школ в сельской местности, уверен он. Главная особенность школ – это массовое обучение. Его цель – сделать получение знаний общедоступным. Семейное образование никогда не будет массовым. Это особенная форма образования. Даже в США, где хоумскулинг наиболее развит, он занимает 2-3% от общего числа обучающихся.

В американском случае семейное образование часто реализуется в формате живых уроков на природе, в реальных условиях ферм. Там одной из причин выхода на семейное образование становится удаленность фермера от школы. Конечно, к этому добавляются религиозные составляющие и определенный склад ума родителей.

Первопричина перехода на семейное образование во всем мире едина – это духовная зрелость родителей, - подчеркивает г-н Семенычев.

В России статистики по альтернативному обучению нет. По оценкам г-на Семенычева, численность детей, обучающихся вне общеобразовательных школ, у нас не превышает 1%. Семейное образование наиболее развито в московском регионе. В Санкт-Петербурге много частных школ и харизматичных учителей.

В сельской местности развивается особое направление семейного образования в родовых поместьях. Это поселения, которые организуют люди с высшим образованием и высокой культурой. Они заинтересованы в получении знаний, прежде всего, агрономических, водохозяйственных, мелиоративных. Обсуждая, как обработать почву или вырыть пруд, они обращаются к науке, к практике, а также к мудрости крестьянского опыта. А когда родители проявляют интерес к знаниям, то это передается и детям. В родовых поместьях царит особая атмосфера. В обычных российских селах, к сожалению, такой мотивации к обучению нет, констатирует г-н Семенычев.

И все же семейное обучение в рядовых деревнях в России практикуют, признает он. Но речь в этом случае идет о жителях городов, которые переезжают туда жить. Как правило, это опять же люди с высшим образованием и определенным складом ума. Они просто боятся отдавать детей в сельские школы.

Диана Насонова

Обсуждение темы на форуме