В последние годы в мире растет интерес к зернобобовым культурам, что стимулирует производителей к наращиванию объемов их производства. Как чувствует себя в этом сегменте Россия, рассказывает генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко

По его словам, «рост интереса» - весьма слабо выражение, если характеризовать тенденции, происходящие в российском АПК. В частности, горох уже перестал быть для РФ нишевой культурой. В 2017-м Россией было произведено почти 3,3 млн т этой зернобобовой, что превысило указанный показатель по традиционной для страны ржи (2,55 млн т). Эксперт уверен, что и в ближайшие годы подобное соотношение сохранится.

Рост данного интереса на протяжении как минимум предыдущих 3 сезонов к гороху не остывал – цены держались в диапазоне 250-300 $/т (FOB), даже доходя иногда до 400 $/т, что воодушевляло аграриев наращивать объемы производства, которые выросли примерно в 1,5 раза, а в целом по зернобобовым – на 45%.

Произведенный в 2017/18 МГ в России объем зернобобовых культур неправильно было бы называть «перепроизводством», точнее, следует говорить о неготовности мирового рынка к столь высокому производству и, соответственно, предложению.

Основным покупателем российского гороха является Турция, благодаря дешевой и удобной логистике. Но вот следующие три страны в рейтинге топ-импортеров – Индия, Пакистан и Бангладеш, видя растущее предложение зернобобовых на мировом рынке, по сути, объявили «таможенную войну», выразившуюся в повышении ввозных пошлин до фактически запретительного уровня.

Нут в последние годы был для российских производителей сверхприбыльным. Но те же торговые барьеры на мировом рынке привели к снижению в 2017/18 МГ внутренних цен на него с 65 до 30-40 тыс. руб/т.

Чечевица в общем производстве российских зернобобовых не превышает 2%. Следует отметить рост производства люпина, который сдерживается сложностями с его переработкой.

В планах будущего сева, которые регионы предоставили в Минсельхоз, в 2018-м предусмотрено увеличение посевных площадей под зернобобовыми. Но производитель будет более взвешенно подходить к данному вопросу, ориентируясь на себестоимость производства.

«В контексте зернобобовых следует говорить о необходимости популяризации их пищевого потребления. Ведь в настоящее время горох, который мы продаем в ту же Индию как фуражный, на самом деле является продовольственным и используется покупателем в пищевых целях. В России зернобобовые рассматриваются в основном в качестве кормовой базы для животноводства. Поэтому усиление поддержки, в том числе и на уровне государства, именно пищевого использования, в первую очередь гороха и нута, могло бы стать хорошей базой для дальнейшего развития данного сегмента», - считает эксперт рынка. (Источник: apk-inform.com)