Ввод пошлин на бобовые культуры Индией в ноябре 2017-го серьезно изменил расстановку сил на мировом рынке. О трудностях в секторе зернобобовых рассказывает коммерческий директор ООО «Грейнрус» Наталья Горбунова

По ее словам, сезон-2017/18 стал крайне сложным для торговцев и производителей. Стойкий спрос в предыдущие три года стимулировал производителей Причерноморского региона, Канады, Аргентины, Австралии наращивать производство бобовых.

После 4-летнего роста цен в сегменте бобовых произошел перелом: общемировое наращивание производства и благоприятные погодные условия в Индии преломили всходящий тренд, и теперь наблюдается резкое падение. Введение Индией пошлин на бобовые поставило под угрозу целый сектор. С 1 марта 2018 года Индия опять увеличила пошлину на красный нут (дези) с 40 до 60%, пошлина на кабули (белый нут) осталась без изменений - 40% от стоимости.

На текущий момент большинство стран-производителей «сидят» на серьезных запасах бобовых – Россия, Украина, Канада.

«Весенняя распродажа нута будет весьма болезненной для российских производителей, если не появится спрос из-за какого-то природного катаклизма», - прогнозирует трейдер.

Российские фермеры не готовы осознать, что нут, который стоил 48-50 тыс. руб. в сентябре 2017 года, весной 2018-го придется отдавать за 28-30 тыс. руб. и небольшими партиями. «Мы, трейдеры, надеемся на коррекцию рынка и на то, что «долина смерти» - самые низкие цены - уже пройдена. Но время покажет», - говорит Горбунова.

Представитель ООО «Грейнрус» рассказала, что российский нут покупают благодаря его дешевизне: «Нут, который выращивают в Самаре, Саратове и Волгограде, уже выродившийся. В сезоне 2017 года количество гороха в товарных партиях нута достигало 10-15%, что совершенно недопустимо. Некоторые продавцы семян нута из-за высокого спроса могли подмешивать в семена горох. Присутствие гороха, который очень сложно убрать даже фотосепаратором из партии нута, снижает доверие к стране-производителю. Так что российский нут шел только в страны, которые не готовы платить премию за качество, – Пакистан, Индия. Чтобы выйти на Европу, Ближний Восток, Америку, надо предложить размер, упаковку и чистоту».

В то же время, она отметила, что фермеры и трейдеры очень быстро обучаются. «Если три года назад никто и не думал мешковать и очищать нут в РФ, то сейчас эта опция возможна почти у каждого экспортёра», - рассказала Горбунова и добавила, что российские трейдеры начинают контрактное производство нута и обеспечивают фермеров качественными семенами.

Представитель трейдинговой компании напоминает, чтобы быть конкурентными, надо срочно заменять семенной материал, совершенствовать технологии посева и хранения. «В нуте важен размер, однородность формы. Надо прекращать экспортировать сырье. Маржинальность лежит в первичной и вторичной подработке продукта. Уменьшение сора, предложение разных видов упаковки, очистка товара в стране происхождения дает дополнительный заработок и формирует стабильные каналы сбыта, что благоприятно сказывается на имидже экспортера и страны», - сказала она.

«Этот сезон в бобовом секторе стал отрезвляющим для многих трейдеров, как на внутреннем, так и на международном рынке. Следующий будет сезоном покупателя, а вот в 2019 году возможен опять год высоких цен, как это было в 2015 году», - прогнозирует коммерческий директор ООО «Грейнрус». (Источник: apk-inform.com)