Механизм господдержки агрострахования в России требует доработки

Действующий в России механизм государственной поддержки сельскохозяйственного страхования нуждается в доработке. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты РФ в ходе рассмотрения результатов проверки эффективности использования государственных средств, выделенных в 2011 г. и в истекшем периоде 2012 г. на указанные цели. Об этом 14 ноября сообщила пресс-служба Счетной палаты РФ.

Указанная проверка, в частности, показала, что Минсельхозом России не разработан нормативный правовой акт, устанавливающий критерии по обеспечению эффективности сельхозстрахования с господдержкой. Также не разработан единый порядок выплаты страхового возмещения.

Вместе с тем разработанная Минсельхозом методика, определяющая единую тарифную политику в сельскохозяйственном страховании, не учитывает региональные особенности при ведении сельскохозяйственного производства. Так, а соглашениях с регионами установлен только один целевой индикатор (увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей) и не учитываются в целях снижения рисков такие показатели, как стабилизация финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей, обеспечение устойчивого производства и др.

Наряду с этим, в 25 субъектах Российской Федерации по 1434 договорам страхования урожая озимых сельхозкультур посева 2011 г. аграриям не выплачены субсидии на сумму 560,9 млн руб. При этом в результате межведомственной несогласованности проблема возмещения расходов страхователей по уплате страховой премии до настоящего времени не решена.

«Это вызывает недоверие к системе сельскохозяйственного страхования в целом, прежде всего, со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей». - подчеркивается в сообщении.

Кроме того, Коллегия отметила, что работающие в данной сфере объединения страховщиков применяют различные правила и стандарты страхования, а также не достаточно активно реализуют мероприятия по формированию собственных фондов компенсационных выплат. Имеющаяся правовая неопределенность в трактовке правил страхования, их отступление от методологических требований, установленных Минсельхозом России, создает условия для недобросовестных действий страховщиков, включая манипулирование условиями заключенных договоров страхования и коррупционные риски.

Особого внимания требует и вопрос информационно-методического обеспечения, призванного мотивировать активное участие сельхозпроизводителей в агростраховании, а также налаживания системы независимой агроэкспертизы.

По результатам рассмотрения указанных вопросов Коллегия решила направить соответствующее представление в Минсельхоз России. Информация об основных итогах контрольного мероприятия и отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания РФ.