Репортаж с 6-й международной выставки ЭкоГородЭкспо

В Москве в шестой раз прошла выставка «ЭкоГородЭкспо». Производители экологически чистой продукции представили товары жителям столицы. «ВМ» также изучила их ассортимент.

Проблемы экологии сегодня волнуют не только ученых. Люди по всему миру готовы ездить на экологичных автомобилях, носить одежду исключительно из натуральных тканей и есть «правильную» еду.

Появилась целая экокультура, которую поддерживает «зеленое» производство. Москва не отстает. Столица — один из мегаполисов, где сейчас активно развивается экоотрасль. И тематические выставки — яркое тому подтверждение.

На прилавках стоят гипоаллергенные стиральные порошки. Керамические кружки до отказа набиты экологичными зубными щетками. Но москвичка Светлана Столярова присматривается к детским кремам.

— Натуральные средства, без химии, не вызывают раздражения кожи. У сына дерматит, поэтому для меня эта тема актуальна, — объясняет интерес к выставке Светлана.

Но все-таки главный лейтмотив выставки — экопродукты для здорового питания.

Картофель без химии

— Наш картофель рос без ядохимикатов и минеральных удобрений, — рассыпает по чашам белые и розоватые клубни Евгений Мартьянов, глава фермерского хозяйства в Тверской области.

Экологичность товара подтверждают сертификаты и, как шутит сам фермер, отметины, оставленные на клубнях вредителем.

В Москве картофель из Тверской области можно найти в сетевых магазинах. Расфасованный по два килограмма. Цена за один пакет превышает 100 рублей.

— А приедете к нам — отдадим по 20 рублей за килограмм, — говорит фермер.

Сыр для семьи

Приглашает в гости и глава другого фермерского хозяйства Мирон Дементьев. Его молочная вотчина — в 100 километрах от Москвы, в деревне Калошино Сергиево-Посадского района. В отличие от коллеги, 26-летний москвич, который полтора года назад перебрался с семьей в деревню, в сторону торговых сетей даже не смотрит.

— Мы ориентируемся на мелкую розницу, — Мирон нарезает кубиками домашний сыр. — Наши основные покупатели — это семьи с детьми.

Бизнес с приставкой «эко»

Участие в подобных выставках помогает фермерам и другим предпринимателям, специализирующимся на «зеленых» товарах, найти не только покупателей, но и бизнес-партнеров, нацеленных на развитие экологически чистого производства.

— Один из эффективных способов оптимизировать фермерское хозяйство — найти инвестора, готового поделиться прогрессивными технологиями, — говорит директор по коммуникациям сети индустриальных агропарков Анна Букринская.

По ее словам, сегодня большой интерес к фермерам проявляют и иностранные компании. Вкладывать в местное производство и потом экспортировать часть по-настоящему качественной продукции — гораздо дешевле, чем начинать все с нуля. Получается взаимовыгодное сотрудничество.

Есть определенные пути развития и для тех, кто хочет обосноваться на столичном рынке. В Москве регулярно организуются площадки, где продают экотовары.

— Попасть на цивилизованный рынок фермеру-новичку нетрудно, — заверяет исполнительный директор фермерского рынка Михаил Чернышев, обозначая два основных условия: продукция должна быть интересна покупателю и соответствовать ветеринарным нормам.

Мода на здоровый образ жизни

Сегодня приставка «эко» — некий бренд, под которым продают если не натуральные продукты, то «несомненно полезные». И вот тут попадаются удивительные товары.

— Мы делаем воду из атмосферы над Атлантическим океаном, — рекламирует представитель производителя Михаил Сергеев.

Компания делает из воздуха не только воду, но и деньги. По 450 рублей с литра.

— Это прямые поставки из Майями, — оправдывает цену коллега Михаила Анастасия Каракаш.

Между тем над выставочным павильоном повис сочный запах свежескошенной травы.

— Выпить сок из пророщенной пшеницы — все равно, что съесть полтора килограмма овощей или фруктов, — предлагает Наталья Панченкова.

И у нее тоже есть покупатели.

— Это все мода на здоровый образ жизни, — объясняет психолог Наталья Варская. — Не самая плохая тенденция. Тем более что эффект плацебо еще никто не отменял.

Комментарии

Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг Москвы:

— Участвуя в фестивалях и выставках, организованных столичным правительством, фермеры получают не только возможность заявить о себе, но и понимают, как дальше себя вести, чтобы закрепиться на рынке.

Антон Кульбачевский, глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:

— На следующий год, который, как известно, объявлен президентом Годом экологии в России, у нас большие планы. Начнем с организации семинаров для различных организаций по «зеленым» закупкам. Они помогут разобраться в предложениях, выбрать правильного поставщика и качественный продукт, действительно отвечающий всем экологическим требованиям.

Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества:

— Движение за экологически чистый продукт только зарождается. И главное здесь даже не технологии, а нравственность. Только у честных людей может быть по-настоящему качественный продукт. Простой пример. Если у фермера пчелы перерабатывают сахарный сироп, расставленный по пасеке в тазах, то о каком меде можно говорить?