Российские компании теснят мировых лидеров

Российский рынок средств защиты растений никогда не был публичным. Если в Европе данные об объемах продаж ведущих пестицидных компаний регулярно публикуются в СМИ, то в России большинство фирм предпочитают не раскрывать информацию об оборотах. Чаще всего участники рынка оперируют оценочными данными, которые, как и статистические сведения в нашей стране, не всегда соответствуют реальной картине.

«Издательство Агрорус» провело собственное исследование рынка средств защиты растений в России. По его результатам был составлен рейтинг пестицидных компаний на российском рынке с указанием их фактических объемов продаж за последние три года. Цифры в большинстве компаний подтвердили.

Причины роста

Лидером рынка в 2010 г. осталась компания Сингента с объемом продаж более 100 млн долл. Но если еще год назад она лидировала с большим отрывом от конкурентов, то к ней вплотную приблизилась фирма «Август», обойдя таких крупных игроков, как Байер КропСайенс и БАСФ. За год продажи компании Сингента упали на 26%, а фирмы «Август» - выросли почти на 28%.

Значительный рост объемов продаж фирмы «Август» и компании «Агрорус» на фоне остальных игроков рынка объясняется тем, что в 2009 г. они добросовестно соблюдали соглашение о введении 100-процентной предоплаты при продаже препаратов, заключенное между членами Российского Союза производителей химических средств защиты растений. Из-за этого их продажи в 2009 г. резко снизились. В 2010 г. компании вернулись к практике кредитования сельхозпроизводителей, благодаря чему практически восстановили объемы реализации до уровня пикового 2008 г.

Хроника падения

В целом рынок средств защиты растений в России в 2010 г. упал на 17%. Причин тому две. Во-первых, низкие цены на зерно в начале года, из-за которых многие сельхозпроизводители, особенно за Уралом и в Сибири, были вынуждены пойти по пути минимизации затрат и сократили планы применения пестицидов. Во-вторых, засуха, под влиянием которой значительно снизился спрос на фунгициды и граминициды, а в отдельных регионах отказались даже от применения гербицидов.

Впрочем, глубина падения сильно варьировала от компании к компании.

«Щелково Агрохим» в 2010 г. потеряла немного - около 9%. Объем продаж компании, по уточненным данным, составил 90 млн долл., что позволило ей переместиться на третью позицию в рейтинге, обойдя компанию БАСФ.

Продажи БАСФ снизились на 14%, из-за чего она оказалась на четвертой позиции. Байер КропСайенс заняла пятую строчку рейтинга с объемом продаж 80 млн долл., причем около 25% этого объема составила реализация препаратов для защиты сахарной свеклы и гербицидов для зерновых культур.

Позиции остальных участников рейтинга остались без изменений.

Диана Насонова

Рейтинг пестицидных компаний на российском рынке

Место**

Компания

Объем продаж, млн долл.

2010 к 2009, млн долл.

2010 к 2009, %

2008

2009

2010

1 (1)

Сингента

189*

156*

115*

-41

-26,3

2 (5)

Август

148*

86*

110*

24

27,9

3 (4)

Щелково Агрохим

97

99

90

-9

-9,1

4 (3)

БАСФ

90*

105*

90*

-15

-14,3

5 (2)

Байер КропСайенс

132*

131*

80

-51

-38,9

6 (6)

Дюпон

59*

46*

44*

-2

-4,3

7 (7)

АгроЭкспертГруп

47*

45*

30*

-15

-33,3

8 (11)

Агрорус

24

11

17

6

54,5

9 (8)

Дау АгроСаенсес

28*

24*

15*

-9

-37,5

10 (10)

Кеминова

24

12

13

1

8,3

11 (9)

Марус

15

15

12

-3

-20,0

12 (12)

Кемтура

13

9

7

-2

-22,2

-

Прочие

111

86

57

-29

-33,7

-

Итого

977

825

680

-145

-17,6

* по оценочным данным «Издательства Агрорус»

** в скобках место в 2009 г.