Темпы роста населения в Азии, по прогнозам, будут медлен- нее, чем, в среднем, в мире

 

Темпы роста населения в Азии, по прогнозам, будут медлен- нее, чем, в среднем, в мире, сообщает отраслевой аналитик Терри Эванс. За период с 2000 по 2009 года среднее потребление яиц на человека в Азии обогнало мировой показатель, но есть большие различия между странами Азии, что говорит о значительном потенциале для увеличения потребления яиц в регионе в целом.

В то время как реальное улучшение дохода, при условии, что доходы распределяются среди населения, оказывает положительное влияние на продажи яиц во всех странах, кроме самых развитых экономик, одним из факторов, который почти гарантированно приведет к повышению общего потребления яиц в будущем, является прирост населения.

В долгосрочной перспективе до 2050 года, по сравнению с 2000 годом, численность населения мира, по прогнозам, будет увеличиваться приблизительно на 0,8 процента в год, что увеличит численность населения с 6,1 млрд. до 9,3 млрд. (рис. 1).

Для Азии темпы роста будут ниже, на уровне 0,65 %. Тем не менее, этот регион получит дополнительные 1,432 млрд. ртов, так как общая численность населения возрастет здесь с 3, 72 млрд. до 5, 14 млрд. человек.

В краткосрочной перспективе - до 2030 года - вклад Африки в рост общей численности населения резко возрастет, с 13,3 до 18,8 %, в то время как доля Азии сократится с 60,7 до 58,5 %. Тем не менее, из 2,2 млрд. людей, которые появятся на Земле к 2030 году, около 1,15 млрд. человек (52 %) будут жителями Азии (табл. 1).

Таблица. Численность мирового населения (млн. человек)

Источник: ФАО Ни одна страна не измеряет потребление яиц непосредственно, этот показатель основывается на оценке имеющихся запасов, поделенных на количество населения. Потребление яиц, в первую очередь, является отражением

производства яиц. Если птицеводческая промышленность страдает от финансовых потерь, производство будет сокращаться, и хотя в некоторых случаях импорт может восполнить часть дефицита, общее потребление, вероятно, снизится. Там, где произошло увеличение человеческой популяции, потребление яиц на душу населения, безусловно, снизится. Следовательно, не следует уделять слишком много внимания колебанию объема потребления яиц на душу населения в год. Самое главное, эти изменения в потреблении не следует рассматривать в качестве индикатора изменения спроса на яйца.

Данные, опубликованные ФАО (табл. 2), показывают, что количество яиц, доступные для потребления на каждого человека возросла в период с 2000 по 2009 гг. В среднем, показатель по Азии в 2000 году ( 8,0 кг на человека) был ниже общемирового показателя (8.1кг ), но к 2009 году он вырос до 9,2 кг, обойдя среднемировой ( 8,9 кг ).

Таблица. Потребление яиц (кг / чел / год)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Африка 2.1 2.2 2.2 2.2 2.3 2.2 2.3 2.4 2.4 2.3

Америки 10.6 10.9 10.8 10.8 10.9 11.1 11.5 11.3 11.3 11.4

Азия 8.0 8.0 8.1 8.3 8.3 8.5 8.5 8.7 9.1 9.2

Европа 12.1 12.3 12.6 12.4 12.6 12.5 12.7 12.8 12.8 12.7

Океания 6.2 6.3 6.21 5.6 5.6 5.9 7.1 6.5 6.5 6.4

МИР 8.1 8.2 8.3 8.3 8.4 8.5 8.5 8.7 8.9 8.9

Источник: ФАО

Данные ФАО по отдельным странам (табл. 3) показывают, что в большинстве регионов существуют значительные возможности для увеличения потребления яиц.
В то время как количество яиц, съеденных в Японии, почти не изменилось с 2000 по 2009 гг., последние данные Международной Яичной комиссии (IEС) показывают, что японцы больше всего съели яиц в 2012 году - около 328 единиц на человека или около 20.7 кг (на основе средней массы яйца 63г) в год.

Потребление яиц в Китае резко возросло с 2000 по 2009 гг. Тем не менее, по данным IEС, с тех пор оно сократилось, особенно в 2012 году, до чуть более 274 яиц.
Исследование потребления яиц в Индии показывает большое изменение среднего объема потребления - с 20 яиц или около того на человека в год в сельских районах до 170 яиц и более в крупных городах. Следовательно, общий средний показатель находится в районе от 55 до 62 яиц на человека в год.

Благоприятные социально-экономическим факторам происходит постоянное стимулирование увеличения потребления. К таким факторам относятся рост покупательной способности, изменяющиеся гастрономические привычки, урбанизация и растущий средний класс. Несмотря на различия в оценках объемов потребления яиц на человека, в Индии этот показатель увеличился в 10 раз за последние 50 лет, что является огромным достижением, учитывая, что население выросло за это время в три раза.

С ростом численности населения до одного процента в год в ближайшем будущем, суммарная потребность в яйцах значительно возрастет, даже объем потребления яиц на человека в год не изменится.

Значительное увеличение производства яиц в Турции в 2012 году резко увеличило потребление яиц с 168 до 185 яиц на человека.
Данные IEC для Ирана показывают аналогичную тенденцию: здесь производство и потребление резко возросли в 2012 году, а потребление достигло, в среднем, 191 яиц на человека в год.

4,3% после 3,5% в феврале, сообщил Росстат. Спад по итогам квартала составил 4,8% в годовом выражении.
Напряженная экономическая ситуация подстегнула потребителей, говорит Игорь Поляков из ЦМАКП: оборот розничной торговли в марте вырос на 4% после 3,9% в феврале. «Рост необычный», — замечает Поляков, тем бо- лее что реальные располагаемые доходы населения за март просели на 6,8%. Люди тратят сбережения, считает он: из-за неопределенности в экономике снижается склонность к рублевым сбережениям, зато усиливается склонность к потреблению. Дополнительный стимул — ожидания, что девальвация и инфляция ускорятся, продолжает Поляков. На инфляции в марте уже сказалось ослабление курса рубля: темпы роста цен достигли 6,9% в годовом выражении.

По подсчетам Полякова, оборот непродовольственных товаров после традиционного январского спада (-1,8%) в феврале вырос на 1,8%, компенсировав сокращение в январе, и в марте увеличился на 1,1%. Растет спрос на автомобили, бытовую технику, импортные лекарства, перечисляет Поляков. Этот рост потребления — временное явление, подчеркивает Морозов: об этом свидетельствует и совсем слабый рост в продовольственном секторе. Темпы роста оборота пищевой продукции в первые три месяца держались около нуля, указывает Поляков: спрос на продовольствие разогнать сильнее трудно, в магазинах уже удлинилось время продаж — закупленное лежит на полках. Но замедление роста зарплат и ускорение инфляции вскоре ограничат потребительский спрос и на непродовольственные товары, указывает Морозов. В марте реальные зарплаты выросли на 3,1%. Увеличение зарплат по итогам I квартала составило 4,2%, но Улюкаев предупредил, что обольщаться не стоит: это результат повышения зарплат бюджетникам в соответствии с майскими указами президента. При этом зарплаты в частном секторе практически перестали расти из-за повышения издержек. На потреблении могло сказаться и сокращение безработицы, считает Морозов: в марте — до 5,4% — это самый низкий показатель за март за последние годы. Рост занятости мог быть вызван дозагрузкой предприятий на фоне повышения конкурентоспособности из-за девальвации, говорил Улю- каев, и также может оказаться непродолжительным. Повышенная склонность к потреблению сохранится до середины года, если обойдется без обострения на Украине, ожидает Поляков. На потреблении до конца года может сказаться и внутренняя экономическая политика, полагает он: например, если все-таки будет принято решение нарастить госинвестиции в строительство инфраструктуры, они могут поддержать потребительский спрос через рост доходов рабочих на этих проектах.

Предварительный прогноз — рост оборота розничной торговли на 3% по итогам года, говорит Поляков. В прошлом году оборот розничной торговли увеличился на 3,9%, при этом по структуре потребления ВВП главным драйвером второй год подряд стали расходы на конечное потребление — они обеспечили экономике рост на 2,3 п. п. из 1,3%, причем чуть более чем полностью за счет домохозяйств, поскольку вклад расходов госуправления был отрицательным. Сокращение инвестиций в прошлом году вычло из темпов роста ВВП 0,8 п. п., чистый экспорт — еще 0,2 п. п. Ведомости

Meatinfo

P- прогнозируемый; - данные отсутствуют Источник: ФАО