В первом полугодии холдинг увеличил продажи на Черный континент в семь раз, почти до 5 млрд руб

Группа «Фосагро», громо­гласно объявившая весной о крупном контракте с Индией как об историческом прорыве на этот рынок, гораздо большие деньги заработала на поставках в другой экзотический регион — Африку. Не привлекая к себе лишнего внимания, в первом полугодии холдинг увеличил продажи на Черный континент в семь раз, почти до 5 млрд руб.

Хотя выручка «Фосагро» по МСФО в первом полугодии 2012 года выросла на 3% относительно аналогичного периода 2011 года, до 50,4 млрд руб., чистая прибыль компании упала на 12% и составила 10,8 млрд руб. Показатель EBITDA снизился на 3%, до 17,1 млрд руб., рентабельность по нему сократилась с 36 до 34%, пишет rbcdaily.ru.

Впрочем, этот сезон для многих российских агрохимиков сложился не очень удачно (чистая прибыль «Еврохима» сократилась на 20%, «Акрона» — на 3%). «Благодаря гибкости нашего производства мы достигли хороших показателей EBITDA и чистой прибыли на фоне более низких, чем год назад, мировых цен на фосфорсодержащие удобрения», — оптимистичен гендиректор «Фосагро» Максим Волков.

«Отчетность в рамках рыночных ожиданий, — комментирует Алексей Рыбаков из ИК «Трейд-Портал». — Главное, что компания контролирует себестоимость и планомерно увеличивает выручку». А снижение прибыли объясняется ростом управленческих и коммерческих расходов, в том числе затрат на железнодорожные перевозки (увеличились на 13,3% относительно первого полугодия 2011 года и превысили 2 млрд руб.), а также увеличением издержек на услуги стивидоров (выросли на 71,3%, до 1,2 млрд руб.).

А скомпенсировать потери компании помогает, в числе прочего, активное освоение новых рынков. По итогам первого полугодия почти 13,9% экспортной выручки компании пришлось на африканские страны (в первом полугодии 2011 года — всего 2,1%). Продажи в Африку выросли более чем в семь раз и превысили 4,9 млрд руб. Это сделало Африку третьим по объему экспортным рынком «Фос­агро» после Северной и Южной Америки (поставки туда сократились на 34%, до 11,4 млрд руб.) и Европы (8,3 млрд руб.). Например, поставки в Индию, где у «Фос­агро» контракт с Nagarjuna на поставку до 1 млн т удобрений, принесли компании всего 2,9 млрд руб. (хотя прирост также значительный, в три раза).

«Индия, один из крупнейших потребителей DAP в мире, в начале текущего удобренческого года занимала выжидательную позицию. В этих условиях мы увеличили производство NPK-удобрений, на которые в первом полугодии был значительный спрос, в том числе и со стороны африканских стран», — рассказали РБК daily в «Фосагро». Помимо NPK в Африку осуществлялись поставки DAP и других фосфорсодержащих удобрений.

«Африка — один из самых перспективных рынков для сбыта фосфорных удобрений. Основные потребители продукции «Фосагро» там — Кения и Эфиопия», — утверждает Алексей Рыбаков. Поскольку продукция земледелия составляет во многих странах Африки до 60—80% ВВП, на удобрения есть спрос. Хотя темпы роста потребления минудобрений в Африке относительно невысокие — 3,4% по итогам 2011 года, тогда как в Северной Америке, например, 10%, в Южной — 12%, говорится в материалах другой агрохимической компании, «Уралхима».

Ожидание кризиса в Европе и засуха в США привели к тому, что местные сельхозпроизводители осторожничали и откладывали закупки, объясняет «Фосагро». К тому же в Америке жесткая конкуренция, добавляет г-н Рыбаков, поэтому в целях диверсификации «Фосагро» надо переносить внимание на другие рынки сбыта.