Национальные экономические проблемы мешают лучше заботиться о состоянии окружающей среды.

 
Страны-члены ЕС подняли вопрос о целесообразности выделения дополнительных средств на расширение списка пестицидов, содержание которых должно контролироваться в водных объектах. В текущей экономической ситуации они не захотели расширять данную статью расходов. Это стало ответом на предложение Европейской Комиссии, подготовленное в феврале, и являющееся одной из необходимых мер для соблюдения Директивы 2000/60. В период своего президентства в ЕС Дания представила министрам окружающей среды ЕС документ, в котором описывается "состояние дел" и излагается суть вопросов, которые необходимо решить в ближайшее время.
 

Существующие правила включают 33 вещества, 11 из которых являются пестицидами. Еврокомиссией предложено расширить этот список за счет еще 15 веществ, среди которых: 

  • гербициды аклонифен и бифенокс; 
  • фунгицид квиноксифен; 
  • инсектициды/акарициды циперметрин, дихлорвос, дикофол и гептахлор. 
Предполагается, что эти вещества могут стать "приоритетными загрязнителями", т.е. их концентрация в воде может достигнуть опасных уровней. Три из них (дикофол, квиноксифен и гептахлор) уже сейчас предлагается включить в перечень "приоритетных опасных загрязнителей". Это означает, что по отношению к ним необходимо применять более строгие меры контроля и постепенно отказаться от их использования за 20 летний срок. Из числа 11 пестицидов уже присутствующих в списке, Еврокомиссия предлагает изменить статус трифлуралина на "приоритетный опасный загрязнитель".
 
Некоторые из стран-членов ЕС выразили сомнения по поводу правильности оценки Комиссией объема соответствующих расходов. В своей "оценке воздействия" Комиссия заключила, что на расширение мониторинга необходима "незначительная" сумма, по сравнению с теми средствами, которые уже на него расходуются. При этом те преимущества, которые будут достигнуты в плане качества воды и здоровья населения, перевешивают расходы. Некоторые из стран-членов усомнились в научной обоснованности выбора приоритетных веществ. Другие настаивают на том, чтобы перенести фокус контроля "на источники", внеся поправки в законодательство ЕС, в частности, касающееся регистрации отдельных действующих веществ. Данией был подготовлен компромиссный текст постановления, учитывающий последнюю точку зрения.
 
Однако Комиссия настаивает на собственном подходе в определении приоритетных для контроля действующих веществ, утверждая: "ясно, что эти действующие вещества представляют опасность". Кроме того, она указала на то, что ею не предписываются конкретные методы исследования, и страны-члены могут выбрать наиболее экономичные. Также она добавила, что существующее законодательство предусматривает исключения, в связи с непропорционально большими затратами, техническими сложностями или особенностями окружающей среды.
 
Тем не менее, многих членов ЕС не прельщает необходимость мониторинга за дополнительными действующими веществами, которые могут стать приоритетными в будущем... а могут и не стать. Подразумевается, что предлагаемый "контрольный список" из 25 веществ будет динамическим. В соответствии с ним будут проведены анализы образцов, отобранных из 250--300 мест по всей Европе. Многие страны высказались за то, что бы эта работа была проведена самой Комиссией и ее Объединенным исследовательским центром. Другие предложили заменить эту инициативу на возможность добровольного добавления и/или сокращения количества анализируемых веществ и пунктов мониторинга. Однако Комиссия настаивает на том, что произвольный пересмотр списка никак не улучшит и без того "очень фрагментарный" мониторинг за пестицидами на территории ЕС.
 
Одним из немногих положений, одобренным делегатами, стала возможность сокращения частоты отбора проб, в определенных условиях. Комиссия намерена повсеместно внедрить эту практику в отношении устойчивых к разложению, способных накапливаться в организме и токсичных веществ, которые сохраняются в окружающей среде на длительный промежуток времени. Некоторые страны-члены пожелали расширить такой гибкий подход и на другие вещества, но Комиссия возразила, что, в отсутствии достаточных доказательств, не стоит идти на это. Многие страны пошли в обсуждении еще дальше, заявив, что эти опасные вещества необходимо исключить из правил, касающихся мониторинга воды, так как меры по контролю за ними уже оговорены в других нормативных актах ЕС. Комиссия отвергла и это предложение на том основании, что подобное решение введет граждан в заблуждение. Они могут посчитать, что ЕС больше не рассматривает эти вещества в качестве опасных.
 
Эта дискуссия будет продолжена в период президентства Кипра в ЕС. Ожидается, что в ближайшие 6 месяцев соглашение между министрами по этим вопросам будет достигнуто. Затем запланировано рассмотрение данного предложения в Европарламенте. Парламентский комитет по окружающей среде, вероятно, проголосует по нему в ноябре. Однако окончательное одобрение в парламенте может быть достигнуто не ранее января следующего года.
 
Источник: Agrow