Финансовая эффективность кенийских фермеров на протяжении многих лет осложнялась недостатком актуальной информации.

Для многих мелких фермеров в Кении единственным источником информации о рыночных ценах на сельскохозяйственную продукцию являются аргументы людей, пытающихся купить ее у них. В отсутствии прозрачных механизмов ценообразования фермеры не всегда могут получить максимально возможную прибыль. Стартап MFarm пытается решить эту проблему с помощью коротких текстовых сообщений (SMS), направляемых на телефоны фермеров. Он также позволяет связать фермера непосредственно с покупателем без участия посредника.

Генеральным директором MFarm является Джамиля Аббас, 29-летний ученый из Кении. Она основала MFarm в 2010 г. после того, как узнала, какие проблемы испытывают фермеры в связи с недостатком актуальной информации. "Многие фермеры не имеют возможности торговать своей продукцией, – рассказала Аббас в интервью Wired.co.uk. – Они вынуждены полагаться на посредников, которые приводят к ним покупателя и называют цену. Эти фермеры не располагают информацией о ситуации на рынке. Наша работа позволяет убрать пропасть между фермерами и рынком".

Аббас и ее команда разработали инструмент, который позволяет фермерам отправлять SMS на специальный номер 20255, и в ответ получать информацию о настоящих ценах на интересующие их продукты. Данные о ценах на 42 культуры (горох, авокадо, маракуя, арахис, картофель, маниока, манго и др.) на пяти основных рынках обновляются ежедневно. Но после запуска этого проекта стало ясно, что только этим его функционал не ограничивается.

"У фермеров нет складов, и они понимают, что пришедший к ним покупатель может запросто отказаться от сделки и обратиться с предложением к соседу. Таким образом, использование этого сервиса могло привести к ухудшению ситуации для фермеров", – объяснила Аббас.

Команда MFarm поняла, что корень проблемы состоит не в прозрачности ценообразования, а в том, что фермеры производят малые объемы продукции, и большинство покупателей из крупных сетей не хотят лишних хлопот, связанных с необходимостью работать с многочисленными фермерами. В ответ на это MFarm предложил фермерам средство групповой продажи, объединяющее их в команду, чья продукция собирается в определенном месте. Затем отправляется SMS о данном товаре. "Эти фермеры производят слишком мало продукции, чтобы заинтересовать серьезных покупателей. Им нужны крупные поставки", – объясняет Аббас.

Кроме информирования о ценах и организации групповых продаж, MFarm также разработал инструмент для групповых покупок. С его помощью фермеры могут приобретать более крупные партии товаров, а значит, они могут покупать удобрения, пестициды и т.п. по более низким ценам.

При совершении подобных сделок используется внутренняя валюта мобильной системы MFarm, основанная на платформе MPesa, но также могут использоваться банковские счета пользователей (при их наличии). Заказывая определенный товар, через MFarm, фермер может вступить в группу покупателей. После доставки товара в определенную точку (о чем будет сообщено с помощью SMS), ему остается лишь забрать его. После проверки количественного и качественного соответствия товара заказу, фермер отправляет соответствующее текстовое сообщение в MFarm. Деньги будут сняты со счета фермера только после того, как он отправит такое SMS. Деньги с группового заказа пропорционально снимаются со счетов всех пользователей, участвовавших в сделке.

Одной из наиболее трудных проблем было добиться доверия фермеров к данной службе. "Некоторые приходили на этот рынок с такими технологиями, которые наши фермеры не были готовы использовать, – говорит Аббас. – Были и некоммерческие организации, которые старались держаться подальше от денег, но фермерам от их деятельности было ни горячо, ни холодно. Все это сделало их большими скептиками".

MFarm также является некоммерческой организацией, но она берет небольшой процент с каждой сделки. Эта финансовая поддержка позволяет ей расти и развиваться. В начале 2012 г. в системе было зарегистрировано 2 тыс. пользователей, сейчас их число вплотную приблизилось к 7 тыс. Анализ хозяйств 600 фермеров из центральной Кении показал, что они смогли удвоить свои продажи, благодаря использованию MFarm.

"MFarm позволяет снизить затраты (на поставляемые материалы) и помогает найти фермерам более выгодные сделки. Но, вероятно, самым важным является то, что этот сервис дает уверенность в рынке, – говорит Абасс. – Речь идет не просто о ценах, а о том, что на рынке имеются покупатели, готовые купить производимый фермерами товар".

Подобную платформу можно использовать и для распространения важной информации, касающейся, например, норм международной торговли, доступности пестицидов на рынке и т.п. "Как только вы начнете доверять этой технологии, то сможете сделать очень многое с ее помощью", – говорит разработчик.

В настоящее время Аббас работает над добавлением в систему внешних рынков. Она ведет переговоры с крупными розничными продавцами в Великобритании, заинтересованными в том, чтобы точно знать о происхождении продукции.

"Они хотят опираться на социальную ответственность, – говорит Аббас. – Если такие поставщики будут искать необходимые товары через MFarm, то они сыграют важную роль в развитии безопасной и устойчивой системы снабжения продуктами питания, не завязанной на посредников".

Кроме отчислений с каждой сделки, MFarm зарабатывает на том, что продает накапливаемые данные научным учреждениям, занимающимся вопросами поведения потребителей и продовольственной безопасностью.

Дух предпринимательства в крови у Аббас. "Оба моих родителя были коммерсантами. У нас были магазины и рестораны. Я выросла за прилавком магазина, а в свое свободное время занималась огородом, где можно было выращивать что-то и продавать это соседям. Детьми мы также зарабатывали, разыгрывая небольшие спектакли для наших соседей и продавая на них молоко и сладости", – делится воспоминаниями основатель SMS-сервиса для фермеров.

Она получила степень по информатике и устроилась разработчиком в одну из компаний. Но, проработав там некоторое время, ушла и в 2010 г., в возрасте 26 лет, основала MFarm. Позднее компании удалось получить финансирование от Techfortrade в размере 100 тыс. долл. США. В настоящее время в ней работает 16 человек.

Источник: Wired.co.uk