В 2014 году эмбарго, введенное Россией в отношении экспорта сельхозпродуктов из ЕС, стало настоящим крахом для польских экспортеров фруктов и овощей. Продажи фруктов за рубеж упали на 12%. Ситуация усугубилась в 2015 году, потому что такая же участь постигла польские овощи. В сезоне-2017 поляки начали выходить из кризиса

 

Польша является одним из крупнейших мировых производителей яблок и грибов, крупным экспортером капусты, моркови и лука. В течение 2014 года Польша экспортировала 1 338 тыс. т фруктов и 741 тыс. т овощей, что позволило производителям заработать €1,2 млрд.

В экспорте овощей преобладали грибы. Их было экспортировано почти 203,5 тыс. т, а крестоцветных овощей - около 180,8 тыс. т, лука - более 124,7 тыс. т.

В экспорте фруктов лидировали яблоки –около 1 062 тыс. т, однако объемы груш, вишни и малина также были существенными.

В сезоне-2014 экспорт овощей по сравнению с 2015 годом увеличился на 3,6%, но экспорт фруктов упал на 12%. Именно производители фруктов первыми почувствовали влияние российского эмбарго. В 2014 году экспорт польских фруктов и овощей в Россию сократился на 40%. В общей сложности Польша экспортировала в Россию 561,8 тыс. т, из которых 559,3 тыс. т было продано в течение первых семи месяцев 2014 года - до введения эмбарго на европейскую продукцию.

После августа 2014 года на российский рынок поступило всего 2,5 тыс. т фруктов и овощей. За этот же период 2013 года Польша продала России 214,7 тыс. т.
2015 год оказался еще сложнее, потому проблема распространилась не только на фрукты, но и на овощи. Экспорт польских фруктов снизился еще на 19% до 1113 тыс. т, овощей было продано на 10% меньше - 680 тыс. т.

2016-й. Польский экспорт восстанавливается

В 2016 году наконец-то ситуация изменилась к лучшему. Польша нарастила экспорт фруктов и овощей на 10 % и превысила 2 млн т.

Куда же Польша отправила свою продукцию? Прежде всего, в Беларусь, которая импортировала 688,4 тыс. т, что на 74 % больше, чем годом ранее. Кроме того, Украина импортировала 89,6 тыс. т овощей и фруктов, а 63,3 тыс. т - Казахстан.

В Европейском Союзе основными рынками сбыта стали Германия (180 тыс. т), Румыния (117 тыс. т) и Чешская Республика (116,8 тыс. т). Далее в рейтинге оказались Великобритания (104,3 тыс. т), Литва (82,2 тыс. т), Словакия и Нидерланды (с 64 тыс. т).

Самыми экспортируемыми овощами были грибы (220,6 тыс. т), лук (107,8 тыс. т) и помидоры (95 тыс. т). Польша также продала около 50 тыс. т разных видов капусты и столько же груш, а еще 37 тыс. т бананов (явно реэкспортированных. – Ред.). Между тем, поставки цветной капусты и брокколи достигли 27 тыс. т.

Но самое главное, в 2016 году Польша экспортировала более 1 млн т яблок, что составило более половины всего польского экспорта фруктов и овощей. 70 тыс. т приобрела Румыния, 60 тыс. т - Казахстан и 51 тыс. т - Германия. Но, несомненно, самым крупным получателем яблок в 2016 году стала Беларусь (513,6 тыс. т).

«Значительная часть потерянного российского рынка была заменена другими покупателями. В то время как в кампании 2013/14 польские яблоки отправлялись в 57 стран, в сезоне 2016/17 эта цифра уже достигла 75», - сказала Анна Китала, эксперт по отраслевым анализам и сельскохозяйственным рынкам банка BGŻ BNP Paribas.

Польша подружилась с Китаем

В 2016 году польские власти приняли участие в запуске китайского «Нового Шелкового пути». На мероприятии, в котором участвлвали президенты Си Цзиньпин и Анджей Дуда, Польша предпочла продвигать… польские яблоки. Дуда убедил китайского президента откусить яблоко. Фотографии президентов с яблоками обошли весь мир. В течение недели польские компании получили множество писем из Китая, в которых говорилось: «Мы хотим приобрести яблоки, которые пробовал Си Цзиньпин». «Это яркий пример современной, умной инициативы, которую нам удалось реализовать», - сообщил Пауль Кокон из Национального центра поддержки сельского хозяйства.

Производители фруктов все еще борются за открытие новых рынков. В феврале 2017 года была запущена рекламная кампания по продвижению польских двухцветных яблок в сети супермаркетов в Дубае и Абу-Даби.

«Польские яблоки начали выходить на отдаленные рынки, включая Монголию, Алжир, Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак, Сенегал, Нигерию, Узбекистан, Судан, Бахрейн, Гану, Гондурас или Танзанию. Их доля по-прежнему невелика, но есть перспектива роста. Выход на новые рынки по-прежнему является длительным и трудным процессом, часто связанным с необходимостью адаптироваться к ограничительным требованиям к качеству, а также к принципиально другим сортовым предпочтениям», - говорит Анна Китала из BGŻ BNP Париба.

Однако польские весьма успешны в своих начинаниях. Если в сезоне-2014/15 Польша смогла экспортировать только 18% выращенных яблок, то в сезоне-2016/17 уже 28%. (Источник: freshplaza.com)