31 мая отмечается Всемирный день без табака и, как водится, причастные к здравоохранению структуры и общественные организации напомнят о вреде сигарет для здоровья, призовут к запрету на выращивание табачных растений. Между тем, средней рост табачной отрасли в Китае (крупнейшего производителя табачного листа в мире) составил 3,4% в период 2015–2020. И вместе с тем, КНР – пионер среди стран, кто проводит национальную политику по замене табачных культур. Как удается сохранить баланс, читайте дальше

Китай является крупнейшим производителем табачного листа в мире, производя примерно 2,2 миллиона тонн табачного листа в год, и на его долю приходится примерно одна треть мирового производства табачного листа. Более 80% табачного листа, производимого в Китае, используется для производства сигарет.

Табачная промышленность приносит государству значительные доходы, а также предоставляет рабочие места. Более 70% районов производства табака в Китае расположены в небогатой сельской местности, где нет другой работы.

Интересно, что китайское правительство, похоже, умеет найти баланс между борьбой против табака (31 мая в КНР проходит День отказа от курения) и сохранение лидерства на этом высокомаржинальном рынке.

С одной стороны, китайское правительство предпринимает значительные усилия, чтобы воспрепятствовать употреблению сигарет с помощью общественных кампаний. С другой стороны, китайское правительство само и успешно управляет крупнейшим табачным предприятием в мире.

На рынке производства табака в КНР царит строгая монополия.

Провинциальные администрации табачных монополий разработали стратегии и правила для контроля посевных площадей под табаком и производства табака в 11 провинциях, включая Юньнань, Сычуань, Хэнань и Шаньдун.

Эти регулирующие меры включают создание системы ответственности за соблюдение ограничений на посевные площади под табак и нацеливание на сокращение производства культуры (с привлечением к ответственности высших должностных лиц каждого ведомства), в том числе, уничтожение излишков саженцев, запрещение новых площадей для посадки и так далее.

Центральное правительство контролирует производство табака от и до. Государственный комитет по планированию издает план закупок, который реализуется его агентствами на уровне уезда.

На основе этого плана Китайская корпорация по закупке и продаже табачного листа, бизнес-подразделение Государственного управления табачной монополии, подписывает контракты на закупку с производителями табака через свои местные агентства.

Посевные площади указываются в договоре. Ресурсы для производства табака, такие как семена и удобрения, также могут быть указаны и предоставлены государственными табачными компаниями по фиксированным ценам, которые могут быть ниже рыночных.

Эти неявные производственные субсидии обычно не имеют серьезного влияния на производственные решения производителей табака, поскольку они ограничены контрактами государственных табачных компаний и должны продавать всю свою продукцию государству по фиксированной закупочной цене. Со стороны правительства стоимость субсидий на вводимые ресурсы окупается за счет более низких закупочных цен.

Ограниченное влияние субсидий на вводимые ресурсы также объясняется монополией правительства на сбыт табачного листа.

Согласно закону, государственные табачные корпорации являются единственными покупателями всего табачного листа в Китае.

Табачный лист, произведенный в соответствии с государственными планами, не может продаваться на рынке, и ни одно физическое лицо или компания не имеют права торговать табаком.

Любой обмен табачным листом между провинциями и внутри провинций должен основываться на планах, составленных департаментом планирования штата или провинции. Без разрешения правительства запрещается перевозить табачный лист из одного места в другое. Правительство осуществляет контроль посредством планирования производства, заключения контрактов, установления цен и контроля над маркетингом.

В свою очередь, местные органы власти собирают так называемый специальный налог на сельскохозяйственную продукцию в размере 20 процентов после того, как государственные табачные компании закупят табачный лист у производителей табака.

В результате такие налоговые поступления составляют основную часть бюджетных доходов местных органов власти в основных провинциях, производящих табак.

Эко-продукты вместо табака и помощь американских ученых

Часть табачных угодий вполне можно заменить на «зеленое» производство сельхозкультур, считают авторы пилотного проекта в муниципалитете Юйси, провинция Юньнань.

Сотрудники из Управления сельского хозяйства Юйси и Калифорнийского университета в Школе общественного здравоохранения Лос-Анджелеса инициировали проект по замене табачных культур в нескольких фермерских хозяйствах.

Местные чиновники работали с сельскими главами, чтобы привлечь 458 фермерских семей в 3-х участках посредством объявлений на сельских собраниях и «сарафанного радио». Был создан кооператив - обязанности кооператива перед своими членами включали поставку семян, пестицидов и необходимых материалов членам по минимально возможным ценам за счет оптовых закупок.

Для фермеров провели тренинги и семинары, где основное обучение было сосредоточено на выявлении рыночных каналов для продажи своей продукции, выборе семян, использовании менее токсичных пестицидов для выращивания «зеленых» продуктов питания и т.д.

В виде альтернативы фермеры выращивали виноград, грибы, корнишоны, брокколи, капусту, цветную капусту и горох.

В результате этого пилотного проекта годовые доходы фермеров на пилотных участках были на 21-110% выше на единицу площади, чем у соседей-табачников. Виноград стал самой прибыльной культурой.

Авторы проекта считают необходимость масштабирования опыта на другие табачные регионы, чтобы открыть новую эру в борьбе против табака.

Представление табачных изделий с низким уровнем вреда

Чтобы выполнять свои обязанности по улучшению здоровья населения, одна из основных стратегий, предложенных китайским сектором производства табака, - это внедрение табачных изделий с меньшим вредом для здоровья.

С 1984 года табачные изделия подразделяются на три уровня:

  • с низким содержанием смол (<15 мг на сигарету),
  • с умеренным содержанием смол (15-25 мг на сигарету),
  • с высоким содержанием смол (> 25 мг на сигарету).

Китайское государственное управление табачной монополии (STMA) в 2004 г. постановило, что ограничение количества смол, превышающее 15 мг на сигарету, является входным барьером на рынок, что привело к снижению предела содержания смолы до 10 мг / сигарету в 2015 году.

Помимо сигарет с низким содержанием смол, некоторые производители табака добавили в свои изделия традиционные китайские народные лекарства для защиты легких.

Например, производитель табака из Наньчана с 40-летним присутствием на рынке в начале 90-х запустил новый бренд сигарет Jinsheng с добавками из ассортимента китайской народной медицины. Этот бренд прошел испытания, проведенные Национальным табачным бюро и Группой экспертов по китайской медицине в 1994 году, и получил национальную награду за инновации в 1995 году. Компания начала с производства 2 000 коробок в 1992 году и увеличила производство до 100 000 коробок к 1999 году.

Сегодня многие китайские производители табака также производят аналогичные сигареты, хотя такой «оздоровительный» подход резко критикуется представителями здравоохранительных сообществ: они считают, что подобные бренды искажают реальный вред табака и снижают желание бросить курить.