земли может бесплатно получить у государства гражданин Украины

 
В  Земельном кодексе Украины определено, что каждый гражданин Украины имеет право на бесплатную передачу ему земельных участков определенного размера, в зависимости от цели использования, из земель государственной или коммунальной собственности. Это вытекает из того, что земля, воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа. Так гласит статья 13 Конституции Украины.
От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.
Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:
а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;
б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Земельным кодексом Украины.
Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных Земельным кодексом Украины, проводится один раз по каждому виду использования.
Граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах:
а) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;
б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектара;
в) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;
г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
д) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;
е) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.
Размер земельных участков, которые передаются бесплатно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая).
Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства , ведения садоводства, в пределах норм бесплатной приватизации , подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины.
Процесс передачи в собственность или пользование земельного участка сельскохозяйственного назначения государственной собственности начинается с подачи гражданином ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления.
Если речь идет о передаче земельного участка в собственность в пределах норм бесплатной приватизации, в ходатайстве заявитель лично подтверждает, что им раньше не было использовано право на безоплатную приватизацию земельного участка по данному виду использования.
К ходатайству должен прилагаться ряд документов, а именно:
– схема расположения земельного участка;
Касательно графических материалов, желая приватизировать земельный участок в Киеве рядовой претендент, вряд ли будет знать, земельные участки которые свободны и могут быть приватизированы по соответствующим целевым использованием . Попытки выяснить этот вопрос в органах земельных ресурсов часто оказываются безрезультатными, поскольку последние склонны считать, что они не обязаны предоставлять соответствующую информацию. На мой взгляд, органы земельных ресурсов обязаны предоставить информацию о свободных земельных участках, которые могут быть приватизированы, по обращению гражданина, которое должно рассматриваться как информационный запрос в понимании Закона Украины « Об информации « .
– справка из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределение их по собственникам земель, землепользователям, угодьям (по данным формы 6-зем);
– согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц, копии (надлежащим образом заверенные) документов, подтверждающих опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства);
– выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или копии документов, удостоверяющих физическое лицо;
– копии (надлежащим образом заверенные) документов и материалов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости (при наличии);
- документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства ).
– другие необходимые документы.
После регистрации полученного ходатайства соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления в течение месяца рассматривает предоставленные материалы и по результатам рассмотрения готовит проект приказа о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.
Следующий шаг, который осуществляет лицо-заявитель – обращается с полученным разрешением на разработку документации по землеустройству к субъекту хозяйствования, который выполняет работы по землеустройству и заключает с ним договор на изготовление землеустроительной документации.
В дальнейшем, уже с изготовленной и согласованной в установленном законодательством порядке землеустроительной документацией, заявитель или уполномоченное им лицо должен обратиться к государственному кадастровому регистратору соответствующего районного (городского) отдела (управления) Госземагентства с заявлением о регистрации земельного участка в Национальной кадастровой системе. После проведения государственной регистрации земельного участка заявителю предоставляется выписка из Государственного земельного кадастра, подтверждающая внесение сведений о земельном участке.
После регистрации земельного участка в Национальной кадастровой системе разработанная и согласованная землеустроительная документация вместе с копией выписки из Государственного земельного кадастра подается в Главное управление Госземагентства для регистрации им права государственной собственности на запрашиваемый земельный участок в Укргосреестре.
А что делать тем лицам, которые хотят передать землю сельскохозяйственного назначения в собственность другому лицу?
Как известно в Украине действует мораторий на право купли-продажи земли сельхозназначения.
Однако сама земля сельхозназначения, безусловно, не утратила своей привлекательности, что стимулирует к поиску различных вариантов обхода моратория.
Какие ж есть возможности получить землю сельскохозяйственного назначения в собственность от другого лица?
Достаточно популярным способом является договор мены, с помощью которого можно обменять земельный участок, запрещенный к продаже, на другой участок. По данному виду правоотношений существует риск, что их сделка может быть признана мнимой со всеми вытекающими последствиями.
По мнению многих экспертов под действие моратория не подпадает наследование земель. Таким образом, определив в качестве имущества, которое подлежит отчуждению, участок сельскохозяйственного назначения и обозначив при этом соответствующие денежные средства как границы распоряжения, стороны могут «замаскировать» в наследственном договоре куплю-продажу с/х земли. Но по такому договору земля перейдет в собственность только после открытия наследства.
Как варианты используются также договора дарения, пожизненного содержания и ренты.
Что касается классической схемы с заключением договора займа с последующим его неисполнением и обращением взыскания на земельный участок, то при ее применении необходимо учитывать некоторые нюансы, которые если и не возникнут на этапе заключения договора и судебных разбирательств, то непременно проявят себя на стадии взыскания. Более того, маскируя отчуждение участков с/х назначения под видом мены, дарения, наследия и пр., следует помнить о риске признания соответствующих сделок мнимыми.
 
Елена Солодкая,
юрист Lux Lawyer Company
Инфоиндустрия
В Киеве 23 мая состоится Вторая Всеукраинская Конференция «Защита и Питание Растений-2014″