Шон Кэмпбелл (Shawn Campbell), Заместитель директора офиса Американской пшеничной ассоциации на северо-западном побережье Тихого океана

 
В этом году канадские фермеры собрали рекордный урожай пшеницы в размере 37,5 млн. тонн, или на 38% больше, чем в прошлом году. С учетом высокого урожая рапса и других культур, начавшийся год складывался весьма многообещающим для фермеров этой страны.
              
Обратной стороной этого изобилия стала закупорка канадской системы логистики. Владельцы сельских элеваторов выходят с низкими ценами предложения на торги с истекающим сроком поставки пшеницы. Некоторые фермеры, заключившие форвардные контракты, жалуются на то, что владельцы элеваторов сдвигают сроки поставок. Что касается Канадского совета по пшенице, то эта организация не собирается обнародовать базовые цены на пшеницу ранее октября месяца. Как результат, фермеры теряют деньги, будучи не в состоянии вывести зерно из полевых закромов. Некоторые уже продают пшеницу на фураж. Другие отправляют выращенный урожай в США грузовым автотранспортом. Однако объем этих операций настолько незначителен, что не может радикально исправить создавшуюся ситуацию.
              
Со схожими вызовами сталкиваются канадские экспортеры зерна, в особенности те, кто отгружает экспортное зерно через тихоокеанские порты Ванкувер и Принс-Руперт. По прогнозу Минсельхоза США, в этом году Канада экспортирует 23 млн. тонн пшеницы и выйдет на наилучший результат с 1991-1992  маркетингового года. По состоянию на конец декабря прошлого года Канада экспортировал 8,2 млн. тонн пшеницы 2013/14 маркетингового года, или на 8% больше, чем за аналогичный период позапрошлого года. За декабрь 2013 года экспорт канадской пшеницы составил 1,5 млн.тонн, сократившись на 18% по отношению к ноябрю прошлого года и на 14% к декабрю 2012 года.
              
Наиболее сложная обстановка сохраняется в порту г. Ванкувер, где среднее время погрузки зерна на борт корабля возросло с 10 до 17 суток. Железнодорожные составы прибывают в порт с большим опозданием с грузом, не соответствующим накладным. Порой дело доходит до отмены заявленных рейсов. На рейде скапливается больше судов, чем порт в состоянии принять, а суммы неустоек за простой уже перевалили за 10 млн. долларов. Канадские экспортеры, отправляющие пшеницу через тихоокеанские порты, уже предупредили о том, что до мая месяца они не смогут исполнять новые контракты.
              
Проблема усугубляется из-за нехватки грузовиков и железнодорожных вагонов. Крупнейшие компании страны, занимающиеся железнодорожными перевозками, Canadian National и Canadian Pacific уведомили, что с августа по декабрь прошлого года у них скопилось 40 тыс. неотправленных вагонов общей грузоподъемностью 4 млн. тонн пшеницы, или в восемь раз больше, чем  годом ранее. Вместе с тем, представители Canadian National отметили, что по сравнению со средними показателями последних пяти лет, объем железнодорожных перевозок зерна увеличился на 12%. В компании Canadian Pacific рост аналогичного показателя составил 16%. По утверждениям руководителей Canadian National и Canadian Pacific, главная проблема состоит в неспособности вовремя доставить грузы в нужное место. При этом аналитики ссылаются на устаревшие нормативы железнодорожных перевозок, отсутствие вторичного рынка железнодорожных вагонов и штрафных санкций за простой и т.д.
              
Главная проблема зерновой отрасли Канады, которая еще только адаптируется к работе в условиях открытого рынка, состоит в том, что экспортеры не учли ограниченные возможности системы логистики, которая просто не справилась с возросшим объемом зерна. Учитывая рост производства, аналитики советуют канадским зерновым трейдерам подавать заявки с дисконтом на торгах, проводимых после завершения уборочной. Как правило, реакция покупателей не заставляет себя долго ждать. В этом году через терминалы канадских портов, расположенных на тихоокеанском побережье, было экспортировано на 9% больше пшеницы, чем в прошлом году, включая 670 тыс. тонн пшеницы, предназначенной для стран, обычно получающих зерно через порты восточного побережья, которые не в состоянии конкурировать по ценам с тихоокеанскими портами. К сожалению, транспортная система не справилась с возросшим спросом и в портах западного побережья образовалась пробка.
              
Начало работы в условиях открытого рынка поставило в этом году серьезные проблемы перед канадской транспортной системой. Большие сомнения...