По данным ВЦИОМ, лишь четверть хозяйств рассчитывает на высокие цены на растениеводческую продукцию в этом году

 

 

Компания «Сингента» представила третий ежегодный Индекс развития сельхозтоваропроизводителей России. Индекс основан на аналитических данных Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос был проведен в марте 2018 года среди ведущих агрохозяйств, специализирующихся на растениеводстве. Его участниками стали руководители 100 агрофирм и фермерских хозяйств из 20 субъектов России. Метод опроса — личное формализованное интервью по телефону. Выборка неслучайная, целевая.

Основная цель исследования — ежегодное измерение степени оптимистичности сельхозпроизводителей, доступности финансовых ресурсов (кредитов) для аграриев, инвестиционных планов, а также понимание того, насколько широко применяются современные методы семеноводства, защиты растений, удобрения, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Анализ ключевых проблем, актуальных тенденций и перспектив отрасли также дает представление о том, какие современные решения необходимо применить для увеличения производительности отечественного агробизнеса и модернизации сельского хозяйства.

 

 

Агросектор вышел на плато

 

Результаты 3-го Индекса показали, что динамика развития аграрного сектора перешла из стадии роста в стабилизационную фазу. В частности, респонденты оценили 2017 год на 3,57 балла из 5, в то время как 2016-й получил оценку 3,89 и был признан самым удачным для аграриев начиная с 2013 года.

 

 

Расширение посевных площадей по-прежнему планирует существенная часть хозяйств, но при этом процент таких компаний снизился по отношению к прошлому году с 27% до 24%.

Увеличить урожайность в этом году рассчитывают только 70% аграриев, в то время как еще два года назад их доля доходила почти до 100%. «Тренд очевиден: идет сокращение значения с 96% в 2016 году и 89% в 2017 году», — рассказал руководитель по коммуникациям компании «Сингента» Антон Пушкарев.

 

 

Среди способов повышения урожайности сельхозпроизводители, как и годом ранее, называют в первую очередь использование удобрений и средств защиты растений (82%), специально обработанных семян (57%), а также рост управляемости производственных процессов в хозяйстве (59%).

Картина применения новых методов и технологий в целом остается стабильной: 51% агрофирм планирует внедрять новые подходы в защиту культур, 49% — в удобрения и 48% — в селекцию.

Оптимизм внушает тот факт, что компании стали чаще задействовать технологии точного земледелия. Их используют уже три четверти опрошенных — 76%. Наиболее популярными сферами применения стали управление и контроль за работой техники — 58%, дифференцированное внесение удобрений — 22% и метеостанции для сбора данных о погоде — 22%. При этом точное земледелие обладает значительным потенциалом к росту.

 

Низкая себестоимость актуальна как никогда

 

В то же время, по данным исследования, доля тех, кто рассчитывает на увеличение дохода от реализации сельхозпродукции, сократилась с 86% в 2017 году до 67% в этом сезоне.

 

 

Доля респондентов, которые ожидают значительного роста доходов, осталась фактически на уровне прошлого года: 35% — 2018 год и 37% в 2017 году. Зато вырос процент тех, кто рассчитывает сохранить доход на прежнем уровне: 23% в 2018 в сравнении с 15% в 2017. Это особенно интересно, учитывая тот факт, что в прошлом году компании получили существенную прибыль. Доля аграриев, ожидающих сокращения доходов, изменилась незначительно — с 1% до 2%. Еще 8% хозяйств затруднились спрогнозировать доходность в этом году.

Эти факты свидетельствует о формировании на рынке пула компаний, ориентированных на стабильный и прогнозируемый результат.

В нынешней ситуации возможны два сценария: снизить валовые сборы или же не сбавлять обороты и подтягивать инфраструктуру

Факторы, влияющие на рост доходности, остались неизменными: повышение качества отпускаемой продукции, низкая себестоимость и высокие цены на растениеводческую продукцию. «Низкая себестоимость остается весьма актуальной — сейчас даже больше, чем когда-либо», — отметил заместитель главы представительства компании «Сингента» в РФ и СНГ по корпоративным вопросам Андрей Рогов. Среди причин повышения доходности 59% хозяйств указали на намерение повысить качество продукции, 55% — на низкую себестоимость. Еще четверть респондентов рассчитывает на высокие цены на растениеводческую продукцию, при этом повысить отпускную цену планируют 48% опрошенных компаний, две трети из них — до 10%. В 2017 году поднимать расценки намеревались 58% аграриев. Это говорит о падении оптимизма относительно цен на аграрном рынке. Снизить расценки на продукцию планируют 3% опрошенных, как и в прошлом году. 31% аграриев в этом году вообще не смог определиться с ценовой политикой.

 

 

«Нынешний сезон проходит под знаком рекордного урожая всех зерновых, сверхрекордного урожая сахарной свеклы и близкого к рекордному урожая масличных — а эти три группы культур составляют около 85% выручки за растениеводческую продукцию в нашей стране, — напомнил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. — Такой урожай придавил маржу в основных производящих регионах страны, особенно это сказалось на тех регионах, которые удалены от экспортных рынков». В результате годовая прибыль аграриев в 2017 году снизилась на 28%, по данным Росстата. «Это достаточно много, и это существенно отличает текущий сезон от прошлого в худшую сторону», — отметил эксперт.

По мнению г-на Рылько, в нынешней ситуации возможны два сценария: снизить валовые сборы или же не сбавлять обороты и подтягивать инфраструктуру. «Второй вариант предпочтительнее, это выгодно государству, — уверен эксперт. — Россия значительно раздвинула границы зерновой ойкумены, став экспортером №1 в мире. Важно не сбавлять обороты», — сказал он.

 

Кредитами пользуются активней

 

На этом фоне, по данным исследования, впервые за три года увеличилось использование кредитных средств. Если в 2016 и 2017 годах 71% респондентов заявили о том, что пользуются кредитами, то в 2018 году этот показатель вырос на 5 процентных пунктов и достиг 76%. Также увеличился процент компаний, которые пользовались кредитами на закупку семян: 57% в 2018 году и 51% в 2017-м соответственно. Причем более популярной оказалась схема с заимствованием средств на закупку в банке, а не с получением семян в кредит непосредственно от компаний-производителей (74% из тех, кто пользуется кредитами, против 19%).

 

 

«Повышение может свидетельствовать об увеличении доступности кредитов вследствие снижения процентной ставки ЦБ РФ, с одной стороны, а с другой стороны — о сокращении ликвидности на рынке, — считает г-н Пушкарев. — При этом существенная часть опрошенных планирует кредитную линию увеличить — это 20% от принявших участие в опросе», — добавил он.

По мнению г-на Рылько, рост использования кредитных средств — прямое следствие падения прибыли аграриев. «Ранее агрофирмы, особенно на юге, сознательно не пользовались кредитными линиями, так как могли совершенно спокойно обходиться без кредитования. Но сейчас, в силу того что маржа в этом сезоне сжалась, им приходится обращаться к банкам или другим кредиторам за дополнительной финансовой помощью», — пояснил эксперт.

Существенным образом сократилось и количество аграриев, планирующих наращивать инвестиции. В 2018 году увеличивать инвестиции в оборотный капитал планирует 44% против 62% в 2017 году, в основной капитал — 57% против 71% в 2017 году.

 

 

Аграрии научились считать деньги

 

«Очевидно, что период бурного роста достиг пика и мы переходим на новую стадию, в которой конкурентоспособность и снижение издержек становятся определяющими факторами, — прокомментировал результаты исследования г-н Рогов. — Однако экономия бывает разной. Российские аграрии научились считать деньги, и даже в нынешних условиях существенная часть компаний продолжает наращивать инвестиции, в том числе и в инновационные системы защиты растений и высокопродуктивные гибриды. Две трети участников опроса определяющим фактором при выборе семян назвали именно продуктивность, а не стоимость. Этот процент удивительным образом совпадает с долей компаний, которые планируют увеличить доходность от реализации аграрной продукции. Что касается средств защиты растений, то в существующей ситуации для сельхозпроизводителей все более актуальной становится цена, и поэтому экономически целесообразно переходить на локализацию производства, чем в т.ч. занимается сейчас «Сингента». Мы официально заявили о намерении локализовать производство гербицидов в России до 80% от объема продаж к 2019 году и локализовать производство всего портфеля СЗР до 80% к 2021 году», — напомнил он.

«Признаки торможения, которые были заметны еще в прошлом году, начинают проявляться повсеместно. Снижение ожиданий компаний в части доходности, сокращение доли тех, кто планирует увеличить посевные площади, и падение инвестиций —  тенденции, которые прослеживаются в исследовании этого года, — отметил г-н Рылько. — Эффект от девальвации рубля и политики импортозамещения практически сошел на нет. Отрасль сейчас переходит на новую стадию развития. В нынешний период основной точкой для поддержания роста определенно должен стать курс на расширение экспортного потенциала. От того, удастся это российским аграриям или нет, будет зависеть, перейдем ли мы к новому росту или нас ждет некая стагнация.

Второй важной особенностью наступающего периода может стать усиление политической нестабильности со стороны мировых аграрно-продовольственных рынков и, соответственно, резкие ценовые толчки извне», — предупредил эксперт.

 Любовь Леонова